У армянских, азербайджанских, абхазских мужчин и женщин наблюдалась большая значимость семейных уз.
В отношениях к вещам не обнаружена большая зависимость от вещей в жизни людей, но подчеркивается важность вещей, их значимость в определении комфортности жизни. Думается, что исчезновение дефицита в приобретении вещей поменяло и отношение к ним. Также явно наблюдается стремление россиян к улучшению комфортности своей жизни. Русские женщины среднего возраста отметили в дополнительных комментариях, что они много работают, чтобы приобретать вещи. Видимо, русские женщины склонны подчеркивать испытываемые трудности в работе. Как отмечает В. В. Колесов, в русском языке близки друг к другу понятия – «дело, труд, работа, страда» [, с. 114]. Что показывает, что отношение к труду у россиян сопряжено в менталитете со страданиями.
Отношение к труду осталось неизменным. Труд понимается как «осознанная необходимость» в группах украинцев, армян. У русских труд «осознанная необходимость» и «мерило счастливой жизни».
Отношение к деньгам имеет ярко выраженную амбивалентную тенденцию, с одной стороны, подчеркивается важность денег в жизни, с другой, отмечается, что они не определяют все в жизни. В реальных отношениях мы наблюдаем, что россияне пренебрегают даже личными привязанностями ради денег и при этом открыто выражают неприязнь к деньгам. Возможно, именно страстное стремление к свободе у россиян вытесняет зависимость от денег. При этом определенный процент опрашиваемых сделали выбор – «за деньги можно все купить». В ответах украинцев, армян, азербайджанцев подчеркивается, что деньги все определяют в жизни, очевидно, это говорит о значимости в менталитете данных народов материальной стороны жизни.
Интересен в этой связи результат по выявлению установки относительно времени. Большинство подчеркнуло, что «время не ждет», то есть возрастает динамизм россиян, а также большой процент опрашиваемых сделали выбор, определив время как эквивалент денег.
Отношение к досугу определило больше выборов «досуга проводимого с друзьями», особенно в армянской группе, или «досуга – путешествия». Это подтверждает отдельные исследования, показывающие значимость ценности общения в российском менталитете. При этом важно отметить, что немало опрашиваемых выделили, что «не главное отдых, а главное работа» – как женщины, так и мужчины.
Отношение к природе выявило признание за природой «духовного начала». Малый процент опрашиваемых выбрали природу как «объект достижения материальных благ». Очевидно, что природа остается в менталитете россиян созерцательным, одухотворяющим началом.
Отношение к образованию выявило отношение к нему как к основе, определяющей «положение человека в обществе». Также большинством опрашиваемых было подчеркнуто, что образование является «частью имиджа человека», то есть наметилась тенденция отношения к образованию как к механизму продвижения по жизни.
В отношениях к СМИ было определено больше всего следующих выборов: «СМИ – глобальная коммуникационная сеть», «СМИ – средство просвещения», «СМИ – информационное оружие». Вопрос об отношении к СМИ вызвал больше всего пауз и трудностей в ответах у участников опроса. Думается, что отнесение СМИ к разновидности оружия говорит о негативном его восприятии и наличии тревоги в отношении к нему.
Вывод. Таким образом, исследование показало, что основными установками опрашиваемых являются следующие: установка на самоуважение и уважение других, установка на коммуникацию, установка на комфортность в жизни, установка на бережливое отношение ко времени, установка на вынужденность труда, установка на безопасность.
6.6.3. Авто и гетеро стереотипы восприятия черт характера русских и калмыков
В нашем исследовании по выявлению гетеро – и автостереотипов в менталитете русских и
калмыков участвовали студенты Калмыкского филиала МОСУ г. Элиста, 200 человек (2002 год). Студентам предлагалось выделить пять отрицательных и положительных качеств, которые присущи большинству русских и калмыков. Опрос проводился в группе русских и калмыков. Классификация и квантификация полученных признаков производилась посредством процедуры контент-анализа.
Проанализируем полученные результаты.
В отрицательных гетеростереотипах калмыков получили наибольшую значимость следующие качества русских:
- жадность;
- несплоченность;
- неумение постоять за другого;
- страсть к алкоголю; - бесхозность.
Как известно, отрицательные гетеростереотипы – это спроецированные качества,
отрицаемые в себе или вытесненные на другую этническую группу. Очевидно, что кризисная ситуация в России привела к тому, что русские стали более разобщенными, стресс снимается в основном алкоголем. Хотя русская диаспора в Калмыкии, как будто, должна быть более сплоченной, чтобы испытывать больший комфорт среди калмыков, это не подтвердилось исследованиями.
В позитивных гетеростереотипах калмыков обнаружились следующие качества русских:
- веселый;
- добрый;
- трудолюбивый;
- общительный;
- отзывчивый;
- умный;
- чистоплотный.
Позитивные стереотипы, очевидно, – это подчеркивание некоторых идеальных, желаемых
качеств в себе.
В отрицательных гетеростереотипах русских наибольшее предпочтение занимают следующие качества калмыков:
- высокомерность по отношению к русским;
- злость;
- скрытность;
- манерность;
- ненадежность.
Данные результаты могут служить показателем того, что калмыки часто негативно
относятся к русским.
В позитивных гетеростереотипах русских по отношению к калмыкам выделяются следующие качества:
- сплоченность;
- коллективизм;
- доброта;
- проявление сочувствия.
Заметим, что они совпадают с некоторыми позитивными стереотипами калмыков.
Данные результаты могут выступать индикаторами того, что калмыки более коллективисты,
чем русские.
Интересны результаты, связанные с отрицательными автостереотипами калмыков. Калмыки оценивают себя как: вспыльчивые, даже агрессивные, ленивые, любящие спиртное. Среди позитивных автостереотипов калмыки отмечают в себе: сплоченность, взаимовыручку, доброту, природный ум.
Необходимо заметить, что автостереотипы калмыков совпадают с гетеростереотипами, что подтверждает механизм их образования.
Опрашиваемые русские выделили следующие отрицательные автостереотипы:
легкомыслие, беспечность, лень, злость, хитрость.
Среди положительных автостереотипов наибольшую значимость в группе русских
приобрели: открытость, простота, гостеприимство, трудолюбие. Они во многом совпадают с позитивными гетеростереотипами калмыков.
Таким образом, взрывной темперамент калмыков вполне уживается с добротой и принятием
русских. Сопоставляя гетеро – и автостереотипы, можно выявить значимые качества национального характера этнических групп и наметить условия формирования этнической толерантности.
В нашей стране обострились проблемы межнациональных конфликтов. Ученые озадачены
выявлением факторов этнической толерантности. Однако чаще всего объектом изучения становится не всестороннее влияние этнического фактора на устойчивость российского общества и государства, а проблемы, связанные преимущественно с конфликтогенными проявлениями этничности. Именно поэтому образ этничности в современном постсоветском пространстве, не смотря на обилие академических изданий, остается неполным и «мозаичным». Поэтому сегодня так актуальны вопросы исследования этнопсихологических особенностей межличностных контактов представителей различных национальных групп. Данные отношения во многом определяют гетерохронность или монохронность окружающей национальной среды. Если культура взяла направление на глобализацию будут ли невилироваться национальные особенности в отношениях людей? Данная проблема определила актуальность исследования.
Предметом данного исследования явились нормы и правила поведения в межличностном общении представителей русской и армянской национальностей. Объектом исследования выступили русская группа в составе 60 человек, из них 30 мужчин и армянская группа в составе 55 человек, из них 30 мужчин; возрастной состав групп от 20 до 40 лет жители г. Ростова-на-Дону. Выдвигаемая гипотеза – в данных национальных группах, живущих в одном городе, обнаруживаются статистически значимые различия в нормах и правилах поведения в межличностном общении. Применялись методика О.И. Комиссаровой по измерению нормативных предпочтений в общении и контент-анализ норм и правил поведения в общении в народных пословицах и поговорках, методика измерения нормативных установок З.В. Сикевич. В исследовании приняла участие дипломница Е.А. Михновец. Статистическая значимость результатов проверялась с помощью t – критерия различия Стьюдента.
В результате проведенного исследования показано, что как в русской, так и в армянской национальных группах деловые предпочтения в восприятии другого высказали подавляющее большинство испытуемых (русская группа – 83,3%; армянская группа – 80%). В русской национальной группе деловые предпочтения в восприятии другого выявлены у 86,7% испытуемых мужчин и 82,9% испытуемых женщин. В армянской национальной группе деловые предпочтения в восприятии другого выявлены у 100% испытуемых мужчин и 56% испытуемых женщин.