Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 2 из 156)

Научный подход к проблемам ментальности обозначен в начале ХХ века. Л. Леви-Брюль в 1910 году издает труд «Ментальные функции в первобытных обществах», а в 1922 году – «Первобытная ментальность», где отражает особенности ментальности первобытных и цивилизованных людей. Но как писал А.Н. Леонтьев об этих работах: «В буржуазной психологической литературе понятию первобытного сознания (чаще говорят: мышление) незаконно придается весьма широкое и недостаточно определенное значение» [Проблемы разв. Псих. С. 295]. В 1952 году Г. Бутуль издает труд «Ментальность», где сравнивает ментальность с доопытным знанием («априорной формой познания») И. Канта. Таким образом, ментальность определяется как врожденное качество. Г. Дюби в 1961 году в книге «История и ее методы» целую главу «История менталитета» посвящает данному понятию, определяя ментальности различных исторических эпох. С позиции автора ментальность – это совокупность образов и представлений, характерных для социальных страт, групп и они определяют их поведение. Большую роль автор отводил социальной среде, которая может порождать ментальность. В перечисленных работах ученых видно близость понятия «менталитет» с понятием «общественное сознание».

Удивительным образом, работ, содержащих термин менталитет, мы насчитали больше пятидесяти, но только четверть авторов пытаются раскрыть содержание понятия. Каким образом ученые пишут о генезисе, транслировании, трансформации, динамике менталитета, не раскрывая его суть, остается тайной не только в психологии, но и в истории, культурологии, социологии, этнопсихологии и других науках.

Можно перечислить ряд работ, в которых проведен достаточно основательный анализ истории понятия «менталитет» (А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Р.А. Додонов, И.Г. Дубов, В.В. Егоров, Г.В. Митина, В.А. Шкуратов, О.И. Шульман, Н.С. Южалина). Наша позиция в данном вопросе близка к позиции Р.А. Додонова. Автор, анализируя становление категории «ментальность», выделяет в нем несколько этапов: латентное развитие, развитие в рамках исторической науки, развитие в гуманитарной парадигме.

Латентное развитие понятия: термин «ментальность» не фигурировал в философских трудах, посвященных поискам этнических особенностей мировосприятия. Философы использовали такие близкие ментальности понятия как «психика народа», «дух народа», «этническое сознание». Можно предположить, что в этот период «ментальность» как понятие не отделялось от понятия «этнического». В понятии «народный дух» Ш.Л. Монтескье заключал особенности народов, проживающих в одних географических условиях. «Народный дух» М. Лацарус и Х. Штейнталь приписывали представителям нации со схожим психическим складом. Этому способствовали объективные предпосылки, а именно, в общественном развитии ментальность и этничность были действительно слиты, так как этничность была реальной системой, которая определяла развитие государств. Социальные субкультуры мало влияли на развитие общества. Следовательно, менталитет выступал феноменом этнопсихологии. Заметим, что и сейчас многие современные исследователи отождествляют менталитет и этническое сознание. Так Лурье определяет: «традиционное сознание (менталитет) как систему мировоззрения, основанную на этнической картине мира, передающуюся в процессе социализации и включающую в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени» []. А.Я. Флиер считает менталитет «более высокую таксономическую единицу, чем национальный характер» [c. 167] на том основании, что менталитет объединяет и «национальную психологию и чисто психологические и практико-поведенческие стереотипы». Мы также разводим понятия «менталитет» и «национальный характер», полагая, что национальный характер – это совокупность черт национальной группы, а менталитет, отражаясь в этих чертах, охватывает более широкий спектр явлений.

Развитие понятия «менталитет» в рамках исторической школы: «новая историческая наука» представленная французской историографической школой «Анналов», акцентировала внимание на изучении истории людей, учитывающей их ментальность. Индивидуальное видение, по Л. Февру – один из вариантов коллективного мировидения. Л. Февр вводит понятие outillage mental – «духовное оснащение» человека, особенности поведения и мышления людей эпохи Возрождения, воплощающееся в образе жизни эпохи. Заслуга Л. Февра, по мнению А. Я. Гуревича, в разработке проблемы ментальности, «размышлении о возможностях человеческого сознания воспринимать и осваивать мир, обусловленных его культурой и эпохой», о «мыслительном инструментарии», который «в определенную эпоху находится в распоряжении человека, унаследован от предшествовавшего времени и вместе с тем непременно изменяется в процессе его творчества, всей исторической практики» [, c. 517]. Другой представитель исторической школы М. Блок подчеркивал, что ментальность выражает внеиндивидуальную сторону личности. Также он писал, что когда мы описываем ментальность прошлого, то восстанавливается картина мира – не в виде достояния лишь конкретного индивида, но в качестве параметров личности, предлагаемых человеку его культурой. Индивид усваивает ментальность через – язык, воспитание, социальное общение, в своем жизненном опыте, а не посредством биологического наследования.

Последователь школы «Анналов» Ж. Дюби [] полагает, что ментальность – «это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте и, следовательно, определяют поступки и поведение людей. Изучение этих не имеющих четких контуров и меняющихся с течением времени систем затруднительно, необходимые сведения приходиться собирать по крохам в разных источниках» []. Таким образом, школа «Анналов» описывая ментальность, определяют ее как мыслительную, духовную субстанцию, характерную для всего общества и отдельных его слоев, определяющую его картину мира и поведение. Факторы, которые способствуют формированию менталитета – это культура, язык, образ жизни представителей определенного общества. Изменения менталитета происходят с разной степенью активности. Основываясь на взглядах «Анналов» менталитет принадлежит общественному сознанию. Хотим отметить также, что не совсем оправданно подчеркиваются исключительно общественные характеристики менталитета. Но тогда он подменяет термин «общественная психология». Также, относя менталитет к определенной исторической эпохе, мы чрезмерно расширяем содержательное наполнение термин. Однако, еще Л. Гумилев подчеркивал, что эпоха

Средневековья Китая – это одно, в западной Европе – это другое. Однако, не умоляя заслуг школы «Анналов», видно, что в ее рамках термин приобретает самостоятельный статус духовноисторического феномена культуры и подчеркивается его когнитивная нагрузка, а самое главное он отделяется от природно-географического, этнического, поскольку социально-культурные основания развития общества параллельно сосуществуют с этническими. Р.А. Додонов пишет: «Значение второго этапа состоит в постановке проблемы, распространении и популяризации ее среди представителей общественных наук, но никак не в решении ее» [].

Необходимо отметить, что А.П. Огурцов считает, что параллельно с исторической школой в философско-антропологической школе ученые подошли к проблеме онтологии менталитета. М. Хайдеггер выделял фундаментальные, априорные (предшествующие, независимые от опыта) структуры человеческого бытия. М. Фуко описал априорные дискурсивные формации, предопределяющие опыт и поведение человека и социальных групп. А.П. Огурцов пишет: «То, что такие объективно-духовные структуры существуют, что они задают фундаментальные системы отсчета и расчленения индивидуальному и групповому опыту и сознанию, вряд ли кто-то может в этом сомневаться» []. Таким образом, философская антропология доказала наличие объективного бытия менталитета как объективно-духовной структуры.

Сегодня менталитет признают «понятийной новацией гуманитарного знания» (А.Я. Флиер). Настоящий этап развития категории «менталитета» связан с определением истоков бытия менталитета. А.П. Огурцов видит дилемму между двумя видами бытия: социокультурного и национального. «Третий этап становления категории ментальность связан с адаптированием последней психологией, социологией, этнологией и другими конкретными дисциплинами гуманитарного профиля, дающими собственное определение данному понятию. В этих условиях появляется необходимость социально-философской рефлексии и последующего упорядочивания и систематизации существующих концепций. Иными словами, происходит как бы «второе отрицание» – своеобразный возврат в лоно философии ранее отторгнутой категории, которая, обогатившись историческим содержанием, обрела новую значимость и потому настойчиво требует построения социально-философской теории ментальности» []. На третьем этапе мало оформленная категория «менталитет» появляется в психологии, а именно в этнопсихологии, политической и исторической психологии.