Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 5 из 156)

Большинство авторов подчеркивают перцептивно-когнитивную специфику менталитета,

вытекающую из этимологии понятия «ментальность» – склад ума, образ мыслей, душевный склад. «Обобщение всех характеристик, отличающих ум» (Дж. Чаплин) [], «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума» («Большая энциклопедия Ларусса») [], «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов» (Ребер А.) []. Действительно, своеобразие видения мира под особым углом зрения, его интерпретация задаются именно определенными когнитивными схемами, сложенными у представителей социальных групп.

Описательные определения в основном конструируют определения, наполняя их как можно большим количеством компонентов, что затрудняет выделить основополагающий признак. В представленных понятиях можно выделить акцентирование различных сторон психологического явления: бессознательные, сознательные, нормативные, структурные, генетические, исторические, социальные и др. Для нас наиболее значимыми являются следующие основания менталитета: мифологические, этнические и социально-психологические, поскольку, мифологическое сознание определяет глубинные основания менталитета, этничность выражает природно-территориальные и культурные факторы, а социум ценностно-нормативную оснастку, которая проходит через эти факторы.

Наблюдается чрезмерная широта охвата понятия. Это обстоятельство порождает споры между учеными по вопросу – предметом какой науки является менталитет. В этой связи проведем сравнение подходов к менталитету с позиции различных наук (философии, психологии, социологии и культурологи) табл. 1.

Таблица 1

Сравнение подходов к менталитету в философии, социологии, культурологи и психологии

Науки Философия Социология Культурология Психология

Критерии

Объекты Эпохи, человек Общества Культуры Человек, коллективный субъект исследования

Предмет Склад ума, Общественное Культурные Психологический склад, образ мира, исследования мировоззрение сознание артефакты образ жизни

Методы Диалектический Опросы Анализ продуктов Диагностика, эксперимент, исследования анализ деятельности наблюдение

В предлагаемой таблице видны как принципиальные различия, так и пересечения подходов к менталитету в различных науках. Для нас важным представляется то, что менталитет может выступать предметом различных наук. В философии изучается менталитет с позиции общечеловеческих закономерностей, в социологии акцентируется внимание на общественной динамике и влиянии на нее менталитета, в культурологи менталитет выступает метрикой культуры.

Но именно психологические характеристики менталитета коллективного субъекта и человека являются предметом психологии. Еще в начале ХХ века М. Блок и Л. Февр писали, что «изучение менталитета общее дело историков и психологов» [печатается по Д. Филд с. 20].

Понимая менталитет как психическое образование, мы опирались на взгляды С.Л. Рубинштейна, а именно его взгляд на психическое как «многокачественное» и «многомодальное». «В разных системах связи с другими явлениями (системами) психическое выступает в разном качестве…В одном качестве психическое связано с общественным бытием людей, их отношениями, в другом – оно является идеальным образом мира, в третьем – связано со своими природными основаниями, прежде всего высшей нервной деятельностью мозга» [c. 13 Абульханова, Славская.

Предисловие]. Менталитет – это психическое, субъективное, преобразованное субъектом.

Менталитет продукт функционирования психологической системы человека, порождающей коллективное сознание и входящего в него бессознательного слоя, который, интегрируясь, становится частью этого сознания. По всей видимости, коллективное, общественное сознание продуцирует различные менталитеты, но каждая группа интегрирует «свой». Для того чтобы менталитет был определен со своим носителем необходимо иметь некую сознательную, т. е. принадлежащую сознанию группы платформу, которой был бы комплиментарен тот или иной менталитет и прикреплялся бы к своему носителю. Что является «платформой», на которую насаживается менталитет? Такой платформой может выступать групповое сознание, а именно его структура.

Менталитет это образование, которое порождается большими социальными группами. Область изучения больших социальных групп до сих пор не приобрела своего научного статуса. Проблематика, поставленная ведущими социальными психологами в ХХ веке, ждет своего разрешения. Пространство проявлений больших социальных групп – это макросоциальный уровень (Г.Г. Дилигенский, 1971). Большие социальные группы влияют на формирование особенностей малых социальных групп, социально-психологических черт индивидов на микросоциальном уровне. По мнению Г.М. Андреевой (1999), С. Московичи (1984), в современных исследованиях еще слабо разработаны вопросы психологии больших социальных групп. Однако в последние десять лет стали популярными исследования стихийных образований в социологии и политической психологии. Также развернулись исследования исторически сложившихся социальных групп, особенно этнических групп в рамках этнопсихологии. В недостаточной степени уделяется внимание половозрастным группам, а именно, группам пенсионеров и молодежи. Г.М. Андреева (1999) выделила особые регуляторы, свойственные исключительно большим социальным группам – это нравы, обычаи, традиции. Выделяются такие характеристики данных групп: общественные практики, жизненные позиции, образ жизни, особые формы общения, формы контактов, интересы, ценности, потребности и язык. Сегодня к характеристикам больших социальных групп относят менталитет. В.Г. Нестеренко предлагает терминологически разделить ментальность и менталитет. «Понятие «ментальность», – пишет он, – означает определенную совокупность устоявшихся неосознанных форм мировосприятия, присущих какой-либо группе людей, которые определяют общие черты отношения и поведения этих людей применительно к феноменам их бытия – жизни и смерти, здоровья и болезни, труда и потребления, природы, детства и старости, семьи и государства, прошлого и будущего... Менталитет – это свойственная определенной группе людей система неосознанных регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающая из соответствующей ментальности и, в свою очередь, поддерживающей эту ментальность» []. Мы считаем, что термин «менталитет» и «ментальность» рядоположенны и включают в себя как формы восприятия мира, так и регуляторы поведения и деятельности больших социальных групп в мире. Ф. Филд пишет, что в зарубежных исследованиях субъектами менталитета являются маргинальные группы, а автор предлагает именно классы выделять как субъекты менталитета []. Хотя многие социологи утверждают, что классов нет и, сегодня существуют слои населения. Очевидно, что большие социальные группы могут быть субъектами менталитета.

Большая социальная группа выступает групповым субъектом. «Субъективность составляет родовую специфику человека, принципиально отличает собственно человеческий способ бытия от всякого другого – до и внечеловеческого» [В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Антропологический принцип в психологии развития с.12].

Нам представляется, что менталитет является атрибутом коллективного субъекта деятельности, познания, жизни. Это положение напрямую связано с вопросом о том, когда проявляется феноменология менталитета, только в межиндивидном пространстве? Или менталитет может проявляться и в индивидных формах самоотношения? То есть, если менталитет атрибут коллективного субъекта, является ли он одновременно атрибутом и индивидуального субъекта? «Атрибут – необходимый, постоянный признак, принадлежность чего либо» [Современный толковый словарь русского языка. – М.: Ридерз Дайджест, 2004, c. 27]. Думается, что менталитет действительно в большей степени проявляется в определенном пространстве и времени общественных практик коллективного субъекта. «Абстрактной «просто ментальности» не существует, как не существует ментальности вне психики (сознания), истории (времени) и географической территории (пространства)» [Т.В. Иванова. Ментальност, культура, искусство. ОНС № 6 2002, с. 168]. На индивидуальном уровне менталитет может проявляться, но также наравне с ним могут являться определяющими индивидуальные особенности личности и ситуативные факторы. Таким образом, в индивидуальном плане менталитет не выступает атрибутом, а выступает в качестве фактора, влияющего на поведение.

Таким образом, менталитет выступает сложным качеством человека. Качеством, которое определяет направленность и границы проявления деятельности, общения и жизнедеятельности человека. Это определено тем, что менталитет атрибут коллективного субъекта, в котором латентно включены рычаги управления всей жизнью коллективного субъекта и отдельного человека в частности, который в силу конформизма, неосознанно подчиняется ему. «Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности – в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире» [Ж.-П. Сартр с.344 Сумерки богов].