Культура выступает дифференцирующим фактором, отличающим одну группу людей от другой. Культуру можно понимать с нескольких точек зрения: как совокупный продукт развития общества, как форму и способ взаимодействия между людьми и как некую цель, ценность и смысл, к которым можно стремиться.
Культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, достижений отдельных групп людей. Также культура представляет собой совокупность «повседневных практик» (Greenfield, Rogoff, Valsiner, Wertsch) []. В этой связи сама культура выступает монолитным артефактом, целостная совокупность артефактов (М. Коул). Не артефактными являются продукты природы. Менталитет является и продуктом природы, в том смысле, что сам человек как индивид продукт природы. Но, определяя его как артефакт, мы хотим подчеркнуть, что менталитет в большей степени идеальный продукт коллективного субъекта, который именно благодаря менталитету приобретает качество коллективности, как воплощения всех социокультурных достижений. Менталитет вбирает в себя культуру как артефакт и вместе с тем находится в пространстве культуры.
«Культура – сокровищница» менталитета, его «вместилище», его «хранилище»…….культура есть материальное и духовное воплощение менталитета, его социально-генетический консервант, объект социальной памяти, социального наследования, индивидуального и коллективного усвоения и обогащения» [Гершунский, с. 172]. По классификации М. Вартофского менталитет можно отнести ко вторичным артефактом, которые включают предписания, обычаи, нормы и др. [Лурье с. 375]. Менталитет тот каркас, граница, которая отделяет одних коллективных субъектов от других в культуре, задавая им определенные образы мира и образы жизни.
Менталитет незримое культурное предписание для коллективного субъекта. Опираясь на введенное Э. Холлом (1987) и Э. Шайн (1985) противопоставление видимой и невидимой, неподдающейся непосредственному наблюдению, культуры, определим менталитет к невидимой части культуры. При чем Э. Шайн определил невидимые части культуры как не требующие доказательств, принимающихся на веру. Аксиомы, заложенные в менталитете, не обсуждаются, а наоборот, отстаиваются его субъектами. Такой же точки зрения придерживается И.Г. Яковенко: «ментальность покрывает собой огромную сферу «второй», невидимой, но высоко значимой культуры» [с. 145].
Таким образом, перед нами вырисовывается следующая картина: человек, коллективный субъект – менталитет – культура – мир. И это и есть транскоммуникация (В.Е. Клочко), когда человек коммуницирует с Другими и культурой, и с миром. А это, в свою очередь и есть психологическая система человека (В.Е. Клочко). Психологическая система человека и коллективное сознание как породитель и носитель менталитета, а культура как воплощение его феноменов. Реализуясь в культуре, менталитет сам становится частью культуры. И именно в этом обращении менталитета заключено его существование как артефакта культуры.
Важным является то, что менталитетов в культуре представлено великое множество. Сегодня набирает обороты течение, которое отрицает чрезмерное акцентирование межкультурных различий, провозглашенное кросс-культурной психологией (Бартоломью и Адлер, 1996). Основным аргументом авторов является мысль о том, что мультикультурный мир уже сформировал стратегии взаимодействия, нивелирующие этничность. Н.Дж. Холден подчеркивает, что назрела ситуация рождения «постховстедиаского» взгляда на мир, триада – язык, культура и нация морально устарела. [c. 22]. Белл отмечает: «Необходимо сделать «кристально ясным, что во многих случаях национальная принадлежность сама по себе не позволяет судить о культурных особенностях; каждый конкретный человек сложен и имеет индивидуальный профиль различных культурных составляющих» [с.50].
Понимание культуры классическое как сущности относительно устойчивой, однородной внутренне непротиворечивой, ценностей и норм, передаваемых последующим поколениям. Что привело к понятию многих авторов «кластеризовать» страны на основе различия культур. Haastrup (1996) понимает культуру через отношения, а не устойчивые системы форм и сущностей. По мнению автора, классические концепции культур не могут объяснить, обеспечив теоретическим инструментарием, необходимым для анализа и понимания сложных процессов слияния культур.
Таким образом, понимая культуру как систему отношений, можно полагать, что менталитет как культурный артефакт отражает систему ценностных, смысловых и «означенных» отношений к себе, к людям и к миру в целом.
Если определить менталитет как артефакт культуры, то из этого следует, что он подчиняется общим закономерностям динамики культуры и ее особенностям:
- члены культуры имеют общий набор идей и ценностей,
- все составляющие культуры передаются последующим поколениям,
- культурные артефакты создаются предшествующими поколениями,
- культура осваивается,
- культура определяет восприятие, мышление, поведение ее членов.
Культура как медиатор между миром и человеком, определяет степень, глубину вхождения человека в мир. Если культура закрытого типа (Г. Ховстед, Г. Триандис), то возможности человека ограничивают его вхождение в мир.
Современные условия существования культур меняются. Уходит линейность в развитии, нет уже такой тесной связи и преемственности между поколениями, меняется восприятие мира субъектами культуры – оно становится полифоничным. Открывается новый мир виртуалистики. Отсюда следует, что артефакты продукты прошлого времени культуры остаются невостребованными, повисают или придаются забвению. Значит, они выпадают из целостного конструкта культуры, из образа мира поколений и перестают подчиняться закономерностям целого.
Остаются ли такие артефакты артефактами, если они исключаются из тела культуры? Они остаются артефактами по порождаемой их целостности в истории, но становятся артефактами «ничто» (М. Хайдеггер). Артефакты удерживались культурой за счет смыслов, которые были в них включены. Теперь произошло умирание смыслов (Е.В. Клочко, А.К. Белоусова). Структура «остается, но перестает быть абсолютной, тотальной. Явленными становятся элементы за структурой. Эти элементы и динамизируют ее. Но динамизм этот может осуществиться только в том случае, когда смыслы, возникающие за пределами структуры, войдут в нее, переструктурируют ее элементы» [Л.Е. Бляхер, с.41]. Для этого необходимо помимо пространства культуры и артефактов третье пространство – «пустое пространство» (Л.Е. Бляхер). Многие ученые утверждают, что это пространство хаоса, в котором может происходить или смерть артефакта или уничтожение культуры. В этом состоит глубокий парадокс, названный в философии «парадоксом Улисса» не решенный на сегодня. Суть его заключается в том, что если агент будет говорить в данном пространстве на языке структуры, то он не скажет ничего нового. Если он говорит на новом языке, то он не может быть понят структурой. В этом парадоксе скрыта загадка трансформации менталитета как культурного артефакта.
Мы вступаем в новый мир за счет разрушения артефактов (менталитета) традиционной
(прошлой) культуры. Однако, так мы сохраняем мир.
Чтобы понять сущность менталитета необходимо его рассмотреть с позиции своей противоположности. Если менталитет культурный артефакт, то его порождает большая группа. Когда будет отсутствовать менталитет? Прежде всего, менталитет присущ более организованным большим группам, а именно нациям, классам. Хотя Г. Ле Бон писал о том, что при определенных условиях, толпа может стать одухотворенной, организованной и она породит «коллективную душу, имеющую, конечно временный характер» [с.11]. Значит главным признаком толпы, которая может порождать менталитет – это степень ее организованности, время жизнедеятельности и одна направленность чувств и идей.
В отличии от стихийных толпы и массы, у которых скорее не будет менталитета, поскольку у них нет четкой структуры, к которой мог бы «привязаться» менталитет, в организованной группе он есть. И те и другие не осознают наличия или отсутствия менталитета. Если менталитет выполняет интегрирующую, совмещающую функцию, то при его отсутствии людей ничто не объединяет, они просто толпа. Толпа безлика, поскольку в ней нет выделенных, персонифицированных субъектов, которые реализовывали себя через объединяющую деятельность. Людей не объединяет в толпе ни ценности, ни смыслы. Они не нужны толпе как механизмы социального связывания людей. Люди в толпе объединены суггестией, заражением, подражанием, инстинктами отсутствием ответственности. Их динамической основой выступают общие движения, которые скорее напоминают поток, чем целенаправленное движение. «Толпа отнюдь не обеспечивает человеку такой сферы отношений, в которой он мог бы развиваться как личность, масса не терпит индивидуальности …толпа потопляет в себе достоинства ее истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную пользу…существование личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе» [В. Франкл с. 198]. Тогда, что же связывает толпу?