· Ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.д.) в специально создаваемых ими сюжетных условий;
· Символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;
· Сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Имитирование реальных процессов в форме игровой деятельности;
· Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей [11].
Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.
Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников [12].
Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем [13].
В. С. Кукушин определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению В. С. Кукушина, должна отвечать следующим требованиям:
· Распределение ролей между участниками игры;
· Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;
· Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;
· Различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;
· Наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;
· Введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);
· Использование гибкого масштаба времени;
· Применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;
· Наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;
· Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;
· Достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры [14].
Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру».
Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения [15].
Психологи и педагоги утверждают, что наиболее полно усваиваются знания, добытые в результате собственных поисков - интрига «нового знания». Причем самостоятельное приобретение новых знаний осуществляется не стихийно, а организованно, поэтому возникает необходимость имитации исследовательской деятельности. Имитация позволяет педагогам попробовать свои творческие силы без боязни акции осуждения, наказания в случае возможной неудачи. Смысл имитационного исследования – в ценности знаний, полученных персонально каждым педагогом. Иначе говоря, деловые игры могут эффективно применяться в процессе обучения. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.
Преимущество деловых игр перед традиционными методами обучения обнаруживаются в следующем:
1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации методической работы с педагогами снимает противоречие между абстрактным характером деятельности и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным методиками в рамках образовательных областей.
2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления.
3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению с дошкольниками.
4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
8. Данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
1.2 Основные компоненты и классификация деловых игр
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Отмечают функции деловой игры:
- информационно-познавательная;
- организационно-управленческая;
- эмоционально-воспитательная;
- профессионально-адаптационная.
Деловая игра характеризуется:
- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);
- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);