Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства. Всё это обогащало виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.
Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».[57]
Б. Фаулер, говоря о становление нового опыта проведения досуга, связывает его со следующими взаимосвязанными факторами[58].
- Глобализация, благодаря которой, мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят однотипную одежду.
- Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социокультурные различия между людьми и типами поселений.
- Новый стиль досуга отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.
- Становление нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления».
- Распространение туризма, привычки проводить отпуск за границей.
Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге.
Многообразие форм досуга, их взаимопроникновение и взаимопереплетение являются важнейшей характеристикой того, насколько широк спектр интересов в досуговой сфере российского населения.
Для выяснения места туризма в досуговых предпочтениях населения современной России необходимо, на наш взгляд рассмотреть структуру досуга. С содержательной точки зрения современная досуговая деятельность представлена разнообразными формами досуговой деятельности, выступающими элементарными единицами содержательной типологии досуга. Под ними понимается совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку.
Среди них можно выделить следующие.
• Досуговая рекреация (отдых), т.е. «процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма». Соответствующая реабилитация физических и умственных сил, восстановление способности человека к продолжению трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, наоборот, активными видами рекреационной деятельности: прогулки и другие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учреждений, физические упражнения, танцы и т. д. Различаются ежедневная, еженедельная и ежегодная рекреации. Они отличаются: временной продолжительностью; типичным местом проведения: по месту жительства, в местных досуговых учреждениях, с выездом за пределы обычного проживания; содержанием соответствующих видов досуговой деятельности. Особая ситуация - рекреация неработающего населения. Она требует отдельного рассмотрения.
• Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепровождения, которая внешне близка к рекреации, но содержательно вполне самостоятельна. Классик и один из основоположников социологии досуга французский социолог Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функциональное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотношении «усталость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработающей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствующих социальных условиях нередкую специфическую социально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п.[59] И особенно злободневной эта ситуация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного свободного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудоспособного населения.
• Досуговое общение, т. е. свободное (добровольческое) межличностное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной
речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С позиции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразделены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, переписка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обязательной общаемостью (прогулки, просмотр телепередач, посещение зрелищ и т.д.); солитарные, не предполагающие или даже прямо исключающие общение (чтение, музицирование).
• «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослушивания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, выставок, концертов и т. д.
• Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений»[60]. Ставя
человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условнойформе «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобилизуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ресурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и инновационное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, способствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и наблюдающих («болеющих») за игрой.
• Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая деятельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товарной или бытовой ценности: содержание комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художественное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общественная работа и т. д. Своей: нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципиально отличен от него фактом заинтересованности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товарной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.
Все указанные формы досуговой деятельности по-разному используются различными социальными субъектами. Конкретный способ взаимосвязи данных форм составляет основу выделения типов досуговой деятельности.
Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является типология, предложенная В.Н. Пименовой[61], которая основывается на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности. В результате она вычленяет три типа досуговой деятельности.
1. Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.
2. Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство – потребление духовных ценностей, оказывающее сравнительно меньшее влияние на учащихся, чем их создание или воспроизводство. Среди этих занятий можно отметить чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и театров, концертов, музеев, выставок и т. п.
3. Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т. п.
Данная типология весьма относительна и условна. Конечно, реальное времяпрепровождение здесь как бы огрубляется, но это явление неизбежно возникает при всякой типологии действительности.
Выбор того или иного досугового поведения детерминируется различными факторами. Для каждой личности характерны какие-то индивидуализированные предпочтения в проведении досуга. Однако, как и в общественной жизни, в целом, никакой абсолютной свободой досуговое поведение личности, естественно, не обладает. «Досуг... содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и принуждения»[62], ибо как его качественные, так и количественно-временные характеристики сильно детерминированы существующими общественными условиями. Среди них на первый план, безусловно, выдвигаются технологические характеристики общества. Именно они определяют, во-первых, реальные масштабы свободного времени, находящегося в распоряжении общества и его конкретных социальных групп: чем совершеннее технология, тем ниже затраты времени на производственную и бытовую деятельность и, соответственно, выше общественные ресурсы свободного времени, а во-вторых, реальное содержание (состав видов) досугового времяпрепровождения, характерного для данного общества. Вполне очевидна технологическая подкладка массового чтения, туризма, спорта, просмотра кинокартин, радиослушания, телевидения, компьютерного досуга. Соответственно, досуг в развитых странах на рубеже ХХ-ХХ1 вв. очень мало напоминает и по своему конкретному содержанию, и по своим временным возможностям досуговое времяпрепровождение населения этих же стран хотя бы вековой, тем более - тысячелетней давности.