Рекреационная деятельность на КМВ носила сезонный характер и имела разную продолжительность на разных курортах: в Пятигорске с 1 апреля до 1 октября, Ессентуках – 15 мая – 15 сентября, Железноводске – 15 мая – 20 сентября, Кисловодске 0 1 апреля – 1 октября. Продолжительность лечения колебалось от 1-2 до 3-4 месяцев. Рекреационный цикл лечащихся делился на два этапа: собственно лечения, включающего прием минеральных ванн (1-2 раза в день), питье минеральной воды (до 10 и более стаканов), прогулки и лечебно-оздоровительный – уменьшение числа лечебных процедур и увеличение доли развлекательных и оздоровительных мероприятий. Каждый из периодов рекреационного цикла был приурочен к разным курортам района. Лечебный приходился на Пятигорск и Ессентуки, лечебно-оздоровительный – на Кисловодск и Железноводск. Такой способ рекреационной деятельности отдыхающего в пределах нескольких курортов, последовательно включаемых в рекреационный цикл, В.С. Белозеровым (1986) определен как политерриториальная цикличность рекреационной деятельности. Именно такой вид рекреационной деятельности был типичен для дореформенного периода (82% лечащихся на КМВ). Пятигорск как начальный лечебный курорт начинал функционировать на 15-20 дней раньше Ессентуков, на 20-30 Железноводска, 30-45 Кисловодска. Поэтому интенсивность функционирования курортов имела волнообразный характер – достигнув максимума в Пятигорске, она перемещалась на другие курорты. На курортах действовал рекреационный конвейер. В Пятигорске лечащиеся получили назначение на лечение, здесь размещались врачи, «практикующие» на КМВ, он обеспечивал транспортное сообщение между курортами.[97]
Следующий период в освоении курортов – пореформенный (60-гг. XIX - начало XX в.), к которому относятся значимые перемены в социально-экономической и политической жизни России. С отменой крепостного права, окончанием Кавказской войны началось развитие товарных отношений, вовлечение Северного Кавказа в общероссийский рынок. Постепенно развивалось не только сельское хозяйство, но и курортная отрасль, создавалась мощная сеть железных дорог.
В 60-80-х гг. XIX в. разрабатываются программы и проекты устройства КМВ. Князь Барятинский решил передать заведование водами частному лицу. В 1861 г. КМВ были сданы в аренду Н. А. Новосельскому, который, не вступая лично в управление курортами, передоверил их доктору медицины С.А. Смирнову, который был одновременно опытным врачом и талантливым организатором. В 1863 г. под руководством С.А. Смирнова создано первое в России Бальнеологическое Общество в Пятигорске, которое объединило усилия врачей, химиков, геологов, климатологов, горных инженеров и гидрогеологов в изучении лечебной местности, чтобы придать всей работе на Водах научную основу. Реформа управления курортами благотворно сказалась на научно-исследовательском подходе к бальнеологии на КМВ. Впервые больных стали распределять по курортам в соответствии с характером заболевания.
В конце 1840-х годов начался розлив минеральной воды в бутылки и ее продажа в другие города. В 1860-х годах бутылки с минеральной водой рассылались в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, Владикавказ, Тифлис. В начале 1870-х годов постоянная продажа воды была налажена во всех крупных городах России. В 1863 г. в Пятигорске вышел в свет первый номер первой в России курортной газеты «Листок для посетителей КМВ», от которой ведет свою родословную российская курортная газета «Кавказская здравница».
В 1870 г. в России прошла реформа городского самоуправления. Выбранная городская Дума начинает заниматься транспортом, здравоохранением, народным образованием, поставкой продовольствия, уличным освещением. Закончился срок арендного договора Н.А. Новосельского и «с разрешения Императорского высочества великого князя Наместника Кавказского» был заключен договор Контр агентства с А.М. Байковым. Недостаток минеральной воды, за исключением Кисловодского курорта, помещений и ванн для приезжающих вызвали серьезное опасение за будущее вод, убедили нового контрагента в необходимости приглашения на воды опытного гидротехника для составления общего плана преобразования вод, согласно требованию современной бальнеологии.[98]
Одним из главных факторов, способствующих оживлению в развитии и благоустройстве курортов, явилось постройка железной дороги сначала до Минеральных Вод, а затем до городов-курортов. В 1872 г. образовано акционерное общество по строительству Северо-Кавказской железнодорожной магистрали и утвержден его Устав. В связи с этим Наместник Кавказский Великий князь Михаил Николаевич сделал представление Кавказскому комитету, в котором поставил вопрос о благоустройстве Кавказских Минеральных вод и создании всех условий для приема будущего возросшего числа посетителей с намечаемой постройкой железной дороги Ростов-на-Дону – Владикавказ, которая будет иметь не только экономическое, но и стратегическое, и политическое значение.
В 1875 г. – году открытия Владикавказской железной дороги – из чего было самое большое число отдыхающих на курортах – 2245 чел., т.е. почти на 1000 человек больше, чем в предыдущие годы. Но неустроенность курортов привела к сокращению числа отдыхающих в последующие годы: в 1876 г. – 1987 чел., а в 1877 г. – 1770 чел. С 1878 г. число посетителей КМВ увеличивается, но незначительно. Недовольство приезжавших вызывали главным образом дороговизна и недостаток помещений на КМВ, хотя в конце 70-х годов XIX в. все курорты стали обустраиваться так быстро, что теперь уже могли вмещать вдвое больше посетителей. По числу приезжих лидировали города Санкт-Петербург, Москва, Таганрог, Ростов-на-Дону, Тифлис, Харьков. Встречались посетители из Сибири, Средней Азии, а также Белграда, Тегерана, Вены, Лондона.[99]
8 февраля 1883 г. Государственный Совет своим решением продлевает срок Контрагентства А. М. Байкова на аренду Кавминвод до 1 декабря для подготовки передачи всего имущества в казенное управление. Курорты переходят в подчинение Министерства государственных имуществ и земледелия, которым руководил младший брат великого русского драматурга М. Н. Островский.
Таким образом, в первые годы пореформенного периода происходит дальнейшее развитие курортов Кавказских Минеральных Вод: издается курортная газета, улучшается транспортное положение района. Но сами курорты не были благоустроены, и требовали переустройства вод.
В 70-е годы XIX в. начинают создаваться программы и проекты переустройства и развития курортов. Было создано несколько проектов, которые отличались друг от друга по широте охвата проблем и предлагаемых путей их решения. Тем не менее, считалось, что в России нет опытных гидротехников, поэтому для составления общего плана преобразования вод, по инициативе С.А. Смирнова был приглашен один из самых выдающихся специалистов в Европе Жюль Франсуа, который принимал участие в благоустройстве многих известных европейских курортов. Ж. Франсуа вначале произвел наружный осмотр местности, затем занялся разведочными работами. Он писал: «В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве. Без сомненья, с выполнением предполагаемых технических работ кавказские воды должны стать в ряду лучших европейских вод».[100] В феврале 1875 г. Франсуа покинул воды, не закончив своих начинаний и не предоставив программы улучшений КМВ. Но, тем не менее, его пребывание дало результаты.
Под руководством Ж. Франсуа были проведены крупные геологические изыскания и воздвигнуты бальнеотехнические сооружения. В Пятигорске заложена Александро-Ермолаевская штольня, давшая горячую серную воду. В Железноводске штольни №1 и №2 тоже дали до 50 тыс. ведер горячей минеральной воды в сутки. Но особое значение имели работы Ж. Франсуа в Ессентуках на источниках №17 и №18, которые справедливо называют жемчужиной Кавказских Вод. Главным итогом его работ было научное обоснование принципов плановой разведки и каптажа минеральных вод.[101] В начале 80-х годов XIX в. изучением источников района КМВ продолжал заниматься горный инженер А.И. Незлобинский, который исследовал пресные источники гор Юцы и Джуцы, восточные склоны Бештау, верховья р. Ессентуки и др. На основании этих исследований им был составлен подробный проект водоснабжения Пятигорска пресной водой, а позднее - проекты разработки минеральных источников в Пятигорске, Железноводске и Ессентуках и полного переустройства Ессентукского курорта, в которых содержались указания по разработке источников, устройству ванных зданий (для соляно-щелочных, серно-щелочных и грязевых ванн); водоснабжению Ессентуков пресной водой; перепланировке Ессентукского курорта.[102]
В 90-е годы совершенствуется ресурсная база курортов Кавказских Минеральных Вод – они обеспечиваются не только за счет собственных (расположенных на их территории) гидроминельных ресурсов. В рекреационное использование вовлекаются новые, нетрадиционное для России виды рекреационных ресурсов: лечебных (лечебная грязь, климат, пересеченный рельеф) и познавательных (туристско-экскурсионные объекты природы, хозяйства, культуры).[103]
Освоение лечебных грязей на КМВ началось с 1866. В 1872 году А. Петерсон сделал выводы о результатах, получаемых им при лечении больных грязью. В 1886 г. впервые на Кавминводах стала применяться для лечения грязь Тамбуканского озера в виде «болтушек», т.е. определенное количество грязи разводилось в минеральной ванне. Грязевые процедуры сначала применялись в Пятигорске при Ермоловских ваннах, а в Ессентуках - при серно-щелочных, где было выделено 6 кабин под грязевые процедуры. В Железноводске применение грязи началось в 1893 г. в новом, так называемом Островском ванном здании.