Смекни!
smekni.com

Туризм как вид деятельности человека (стр. 2 из 40)

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне­славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следова­тельно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.[8]

Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних гре­ков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынеш­них россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть вре­мени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые сво­бодно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свиде­тельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя ци­вилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен.

Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся че­ловеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся дея­тельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блажен­ства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнооб­разными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражне­ниями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количе­ство и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Сча­стье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии».[9] Отсут­ствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низ­ших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а биз­нес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Од­нако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. До­суг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение до­сугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, созда­вавшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень – грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегре­ческого понимания досуга.[10]

Интересным, на наш взгляд, кажется и отношение различных религи­озных течений к досугу. Начиная с XV века, Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социаль­ной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наи­лучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести куль­турную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протес­тантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избран­ного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальви­низм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая по­следние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и счи­талась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек по­лучает право на истинную жизнь.[11] Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на форми­рование досуга как сферы жизнедеятельности людей.

Досуг как современное понятие сформировался в периоды ин­дустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллек­тивного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого инди­видуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминиро­ваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов[12]. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для об­раза жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентирован­ными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увели­чение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокра­щение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не опре­делены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время».[13] Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная – «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, ко­торые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».[14] Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «от­дыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некото­рые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.[15]

Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, на­правленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно).

Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».[16] В кратком словаре по социологии находим, что су­щественным призна­ком, констатирующим наличие свободного времени, яв­ляется «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат.[17] Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет сущест­венные недос­татки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реали­зует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассив­ный отдых).

Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определе­нии таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятель­ность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, свя­занная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например: время регламентируется следующим образом рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за преде­лами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем.