Смекни!
smekni.com

Туризм как вид деятельности человека (стр. 20 из 40)

Стремление к более эффективному использованию лечебных свойств грязи при недостаточной добыче и доставке было одной из основных причин изменения методики грязелечения на Кавказских Минеральных Водах в конце прошлого века. Все большее число врачей и больных становилось в ряды сторонников применения цельной грязи в виде обертываний или аппликаций, как их принято теперь называть.[104] Спрос на грязелечение быстро возрастал, но его развитие тормозили отсутствие оборудования для грязелечебниц и особенно трудности доставки грязи по неблагоустроенной дороге.

На рубеже XIX – начале XX вв. курорты КМВ обогащаются новыми методами лечения, в т.ч. терренкур – лечение дозированными прогулками по пересеченной местности по системе Эртели. Уже в 1910 г. терренкур в Железноводске имел 8 маршрутов протяженностью более 10 км, почти 12 км маршрута терренкура было проложено в Кисловодске, был создан терренкур на Пятигорском и Ессентукском курортах.

В 90-е годы XIX в. в благоустройстве вод активно участвовали и директора КМВ, а также врачи, работающие на курортах. Большое значение они придавали жизненным удобствам, санитарному благоустройству, административному управлению.

Район Кавказских Минеральных Вод в геолого-гидрологическом отношении по-прежнему оставался малоизученным. В начале XX века под руководством Геологического Комитета на Кавказских Минеральных Водах начались работы по дальнейшему расширению гидроминеральной базы, геологические и гидрогеологические исследования. В эти годы изучением Кавказских Минеральных Вод занимались А.П. Герасимов, Н.Н. Славянов, А.Н.Огильви и другие.[105]

Лишь в начале XX в. правительство стало уделять Кавказским Минеральным Водам больше внимания: расширилось курортное строительство, несколько улучшилось обслуживание больных, увеличилось число врачей на курортах. В этот период изменяется и характер территориальной организации рекреационной деятельности отдыхающих: он становится монотерриториальным, т.е. каждый курорт приобретает определенный лечебные профиль. Это привело к тому, что в начале XX в. Пятигорск в выполнении основной функции – лечении, уступает первенство Ессентукам и Кисловодску. Число посетителей за это период значительно выросло и, в начале XX в. на территории КМВ отдыхало более 40 тыс. чел.[106]

4 апреля 1919 г. был издан Декрет СНК, согласно которому лечебные местности или курорты, «где бы таковые на территории РСФСР не находились и кому бы они не принадлежали со всеми сооружениями, строениями, движимостью, обслуживающими ранее курорт и находящимися на присоединенных к курорту землям, составляют собственность республики и используются в лечебных целях». Так была провозглашена национализация курортов и в их развитии начался новый этап.

В 1917 г. курорты Ессентуки и Железноводск, а в 1920 г. Минеральные Воды получают статус городов. В это время по решению Северо-Кавказского ревкома на курортах организуется Бальнеологический институт, который затем узаконивается решением Наркомздрава от 29 июля в качестве государственного. В его задачи входили организация и производство научных исследований по всем отраслям бальнеологии и смежных наук: физике, химии, гидрогеологии, бальнеотехники, биологии, минеральных вод и грязей, бальнеотерапии, климатологии. Первым директором института стал профессор А.Н. Огильви, который также возглавил гидрогеологический отдел и первую в стране лабораторию по изучению радиоактивности минеральных вод. В последующие годы институт проводи большую организаторскую научную и педагогическую работу не только на кавказских курортах, но и далеко за их пределам. Его профиль был значительно расширен. В этой связи он был переименован в Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии.

В целях создания санаторно-курортного хозяйства и «условий для массового курортного лечения, в месячный срок освободить на Кавминводах и других курортах общегосударственного значения все помещения и здания, пригодные для устройства санаториев, занимаемыми советскими учреждениями, включая, военные, и служащими, не связанными с курортным лечением или производственными отношениями с курортами, и передать их в ведение курортных Управлений».[107] 12 октября совместным декретом ВЦИК и СНК на Кавказских Минеральных Водах образованы «курортные городки» (современные курортные зоны). Территории между курортным Управлением и местными властями были разграничены. В пределах курортных городков национализированы здания и сооружения и образованы госпитали-санатории.

В 1926-1927 гг. санаторно-курортный комплекс КМВ включал 48 специализированных санаториев на 7,2 тыс. мест, 19 водолечебниц на 543 кабины, 4 курортные поликлиники. Курорты обслуживали 73 тыс. чел., что в 1,7 раза превышало численность отдыхающих на курортах района в 1914 г. В этот период разрабатываются проекты планов курортных городов.[108]

В конце 1935 г. было принято Правительственное решение о коренной реконструкции курортов Кавказских Минеральных Вод. В нем стояла задача составить перспективный план развития курортов на ближайшие 15 лет, исходя из природных и лечебных ресурсов. Архитектурно-планировочная мастерская Народного комиссариата коммунального хозяйства под руководством профессора В. Н. Семенова приступила к работе над «Схемой районной планировки Кавказских Минеральных Вод». Важной особенностью этого проекта явилось комплексное планирование всех элементов хозяйственного комплекса КМВ (санаторно-курортного хозяйства, промышленность, общественной инфраструктуры, а также пригородного хозяйства) с учетом интересов всего района. Проекты решения того времени вообще и по курортным районам в частности отличались широтой. Многие методологические и научные положения их выдвигались впервые. Это был период формирования теоретических основ курортного строительства с проверкой их на практике. В проекте развития КМВ были выдвинуты прогрессивные концепции планировочной организации курортов, развития транспорта, озеленения и т.д. Курортные города рассматривались как центры концентрации рекреационной деятельности отдыхающих. В них предусматривался приоритет в развитии производств, обслуживающих нужды курортов, и ограничение до минимума производств, несвойственных курортным городам, особенно промышленности, а также производство сувениров, строительных материалов. Намечался вывод из курортных городов вредных в санаторно-гигиеническом отношении, а также неуместных курортных городах предприятий (чугунно-литейный завод в Пятигорске)[109]

В этот период характерной особенностью развития курортов является преимущественное развитие Кисловодска. В выступлении по разработке перспективного плана развития Кисловодска, профессор В.А. Александров говорил: «Это единственный курорт в Союзе. Климат Кисловодска с одной стороны, среднегорный, а с другой, - высокогорный… Он не раздражает органов, не действует возбуждающим образом на нервную систему, способствует улучшению болезненных ощущений, успокоительно влияет на функции всего организма. Кисловодск, наряду с лицом крупнейшего бальнеологического центра, обладает чрезвычайно мощными климатическими данными, которые должны быть использованы в практике».[110] В 30-е гг. в Кисловодске вступили в строй прекрасные санатории, такие как им. С. Орджоникидзе, на 500 коек, который и до наших дней остается самой комфортабельной здравницей курорта. В этот же период было закончено строительство санатория «Красные камни», отличающегося роскошью и максимальными удобствами. Санаторий расположен в центре парка, в наиболее благоприятной климатической зоне. При санатории «Крепость» была построена грязелечебница, которая обеспечивала иловой сульфидной грязью Тамбуканского озера всех больных, приезжающих на курорт.

Таким образом, в предвоенные годы Кисловодск был не только крупным курортом района, но и крупным с высокой эффективностью лечения кардиологическим курортом страны.

В 1931 г. санатории и бальнеологические учреждения Ессентуков перешли на круглогодичную работу, что намного увеличило количество отдыхающих. Но пока по мощности санаторно-курортного хозяйства и числу отдыхающих Ессентуки были на втором месте. Для дальнейшего увеличения пропускной способности курорта надо было переоборудовать спальные и лечебные корпуса, которые были приспособлены только для летних курортов. Согласно постановлению правительства о коренной реконструкции курортов КМВ был точно определен лечебный профиль Ессентуков: лечение, главным образом, органов пищеварения и нарушения обмена веществ.

На лечении больных, страдающих заболеваниями органов пищеварения, специализировался и Железноводск. Железноводские воды профессором И.Е. Майзелем и врачом Ф.О. Маневичем были рекомендованы также для лечения детских заболеваний: болезней обмена, поэлитов, рахитов, колитов. Для Железноводского курорта работники Московской клиники Института питания разработали схему столов лечебного питания. Число здравниц в Железноводске росло очень быстро. Для обслуживания больных были приглашены 150 высококвалифицированных врачей, консультантов. Припускная способность курорта возрастала с 4 до 20 тыс. чел. за сезон.[111] Необходимо было увеличивать запасы минеральной воды. В Железноводск приезжает Н.Н. Славянов и по его рекомендации перекаптируются источники, а на площади Смирновского источника бурятся скважины и выводятся на поверхность еще два источника. В конце 30-х гг. курорт перешел на круглогодичную эксплуатацию, и это давало возможность около 30 тыс. трудящихся поправлять свое здоровье.