Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить содержательную и функциональную характеристики человеческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологического словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим содержательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность». [18] В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее определение свободного времени - это «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития».[19]
Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие способности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрасным, занимается физической культурой и спортом.[20]
Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в качестве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства».[21]
К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента: 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение); 2) более возвышенную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). В «Капитале» К. Маркс высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство; отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, как угодно».[22]
Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отличаются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень самосознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения индивида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую насыщенность деятельности.
Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в современном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного времени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование,... будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».[23]
Несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».[24] Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобожденное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценностей».[25]
Эта точка зрения подтверждается и М. Капланом, который, определяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям культуры».[26] Солидарен с этой позицией и А. Шопенгауэр, который называл досуг венцом человеческого существования, так как, только он делает человека полным обладателем своего «я».[27]
Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».[28] Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности.[29]
Современная социология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые мы считаем необходимым рассмотреть. Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М.Капланом и Дж. Шиверс.[30]
В рамках гуманистической концептуальной модели досуг рассматривается как цель жизни и идеал. Досуг в данном случае характеризуют как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Особо подчеркивается, что досуг – это путь к счастью и радости. Данные определения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.
Терапевтическая модель рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Представитель данной модели Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент восстановления сил.
Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала как у зарубежных, так и у отечественных исследователей.
Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.
Экзистенциальная модель рассматривала досуг как действие в окружающем мире возможностей. Один из ярких представителей придерживающийся данной модели досуговой деятельности Дж. Нейлингер, он считал, что досуг является единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.
Модель досуга как функции досуговых мероприятий. Наиболее крупным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей.
Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.
Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.
Отмечая многомерность методологических подходов и исследования досуга целесообразно рассматривать их не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить специфические признаки досуговой деятельности. Таковыми являются следующие.
1. «Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат. Болгарский ученый Л. Николов показывает невозможность применения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. Он аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» разным отношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время прогулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.[31]