Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: предприятия Агропрома, промышленности, автотранспорта, стройиндустрии, химической промышленности, котельные, энергокомплексы и др.
Наибольшую сумму выбросов вредных веществ в атмосферу, негативно влияющих на естественное состояние среды курортов Кавказских Минеральных Вод, дает транспортный комплекс, представленный здесь автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Доля передвижных источников загрязнения в общем, валовом выбросе региона составила в 2001 г. валовом выбросе территории 87,9%. Эта цифра равна 36,9% выброса соответствующих загрязнений в Ставропольском крае в целом[149].
Это свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность на территории Пятигорска преобладает над природной спецификой региона, что требует от органов власти принятия ряда нормативно правовых документов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов. Защита окружающей среды, позволяющая улучшить профилирующую направленность региона связана с рядом мер ограничительного характера в отношении автомобильного транспорта, использовании неэтилированного бензина, а также с осуществлением четко спланированного дорожного строительства, ориентированного на снижение транспортной нагрузки на города-курорты.
Говоря о городах-курортах, нельзя упускать из вида, по крайней мере три обстоятельства. Реальная численность населения в городах курортах вследствие миграции на 15-20% выше статистически учитываемой; кроме того, оно примерно на 15% увеличивается за счет туристов и курортников[150]; наконец, рекреанты предъявляют повышенный платежеспособный спрос на многие из товаров и услуг (сувениры, курортные товары, экскурсии, услуги учреждений культуры гостиничные и туристские услуги и т.д.), производство которых может стать предметом малого бизнеса соответствующего профиля.
В рамках недропользования следует назвать такие факты: в 2001 году, когда число рекреантов, включая туристов, превысило 500 тыс. человек, на бальнеологические цели было использовано 521765 м3 минеральной воды, то есть немногим более 1 м3 в расчете на одного отдыхающего, в то время как в 1989 году, когда общее число отдыхающих всех категорий в городах-курортах приближалось к 1 млн. человек, на бальнеологические цели было использовано 1983739 м3 минеральной воды, что составляет почти 2 м3 в расчете на одного отдыхающего. В то же время использование воды для розлива возросло почти в два раза. Однако в целом общая добыча и потребление минеральной воды в 2001 году, по сравнению с 1989 годом сократилось почти втрое[151].
В этой связи обращают на себя внимание два обстоятельства - сокращение удельных параметров потребления минеральной воды в бальнеологических целях и недостаточная развитость мощностей по ее розливу и транспортировке.
Из этого следует, что муниципальным органам необходимо установить и контролировать соблюдение режима использования минеральных вод незаменимого ресурса производства рекреационных услуг, что способствовало бы повышению их качества, а также наращивания мощностей по их розливу, которые в совокупности с бальнеолечением служили бы рациональному природопользованию посредством стабилизации водозабора на месторождениях минеральных вод в годовом и суточном разрезах.
Качество разливаемых минеральных вод и сам водозабор во многом связаны с состоянием эксплуатируемых скважин. На территории субрегиона имеется более пятисот наблюдательных, наблюдательно-эксплуатационных и эксплуатационных скважин, возраст которых составляет 20-30 лет. Но они нуждаются в капитальном ремонте, для проведения которого в ближайшие годы необходимы финансовые ресурсы в размере ста миллиардов рублей[152].
Часть этой огромной суммы может быть получена за счет упорядочения платежей за использование природных ресурсов. А другая часть - за счет средств, которые должны быть вложены предприятиями, занимающимися розливом минеральной воды и собственниками здравниц, использующими недра федерального курорта, а также иностранными инвесторами, заинтересованными в продукции недр.
Не случайно, поэтому Кавказским Минеральным Водам придан статус федерального курорта, который отнесен к особо охраняемым местностям с особым режимом природопользования[153].
К традиционным направлениям использования административных методов, связанных с экономическими методами, относятся платежи за загрязнение окружающей среды, за использование природных ресурсов и за существенное превышение допустимых эмиссий загрязняющих веществ. Плата за природные ресурсы стала внедряться в России с девяностых годов прошлого века. Уровень платежа определяется исходя из оценки ассимиляционной емкости системы и нанесенного ущерба окружающей среде. Ресурсные платежи распределяются в определенных пропорциях между бюджетными уровнями, что позволяет учесть интересы центра, регионов и муниципалитетов, касающиеся финансирования мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов. Так, например, платежи за пользование недрами зачисляются в федеральный и региональный бюджеты в пропорции 40% и 60%, соответственно, а централизация средств от платежей за городские земли на 2002 год между указанными бюджетными уровнями и местными бюджетами была определена в пропорции 15:35:50%[154].
В рекреационном регионе не способствуют стимулированию природоохранной деятельности существующие ставки платы за природные ресурсы. Их размер значительно ниже рентного дохода, создаваемого в результате потребления благ рекреационной экосистемы. Например, размер регулярных платежей за пользование недрами при добыче минеральных вод для недропользователей КМВ составляет несколько процентов оптовой цены добытого минерального сырья.
В соответствующем Постановлении Правительства РФ, наряду с нормативами платы за выбросы различных вредных веществ, установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы, по территориям экономических районов и регионов страны, а также двойной коэффициент для особо охраняемых природных территорий, включая лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Применительно к КМВ эта государственная мера должна сыграть серьезную роль в оздоровлении экологической среды. Важно последовательно, с учетом данных мониторинга, использовать открывающиеся возможности.
К сожалению, стимулирование природоохранной деятельности муниципалитетом на Кавказских Минеральных Водах, а в Пятигорске в частности, находится в начальной стадии развития. Следует заметить, что его последовательное осуществление невозможно без тщательного предварительного анализа экологической ситуации. Речь идет о комплексном мониторинге, создание которого санкционировано Правительством Российской Федерации.
Говоря об экологических проблемах региона КМВ, в контексте рассматриваемой темы следует отметить состояние гидроминеральных ресурсов[155].
Критерием оценки состояния подземных вод региона КМВ является состояние гидроминеральных ресурсов месторождений городов-курортов. Суммарные эксплуатационные запасы минеральных вод различных типов -разведанных, эксплуатационных, подготовленных к промышленному освоению, составляют 14,8 тыс. м3/сут.
Добыча минеральной воды по всем месторождениям в 2002 году составила 700081 мЗ. Количество имеющихся минеральных вод и лечебных грязей способно удовлетворить спрос более 1 млн. отдыхающих в год.
В 2002 г. гидрогеологические условия на месторождениях вод в Пятигорске характеризуются как стабильные и кардинально не отличаются от условий предыдущих 2-3 лет. При этом химический состав минеральных вод отвечает требованиям ГОСТов и иных регламентирующих документов, контролирующих качество минеральных вод.
В санитарном отношении техногенное влияние инфраструктур городов-курортов не претерпело позитивных изменений. Среди негативных последствий неудовлетворительного санитарного состояния первых зон округа горно-санитарной охраны можно выделить следующие:
- на Пятигорском месторождении из-за бактериального загрязнения потеряно 30% запасов минеральных вод (каптажи Теплосерный, Радиоштольня № 2, Народный);
- на Ессентукском месторождении из-за бактериального загрязнения не могут использоваться для питьевых целей воды типа «Ессентуки-20»;
- на Кисловодском месторождении бактериально загрязнены минеральные воды источника «Нарзан».
- В целом, в регионе КМВ качество минеральных вод характеризуется как удовлетворительное[156].
В целях сохранения и воспроизводства уникальных природных лечебных факторов - минеральных вод и лечебных грязей, охраны земель, недр, ландшафта, горных выработок, пригодных для лечебного использования, воздушного бассейна, древесной и иной растительности, животного мира, памятников природы и культуры, источников водоснабжения и других водных объектов, району Кавказских Минеральных Вод Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309 был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации.
Администрация Пятигорска в реализации государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды опирается на федеральные законы: «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-фз; «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г. с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая 2001 г.); «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 02.02.1995г. № 26-фз; «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-фз; Кодекс Российской Федерации «Об административных нарушениях» от 30.12.2001 г. № 193-фз; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.) и другие правовые акты.