2. Самоценность досугового времяпрепровождения, которое ощущается индивидом как цель и основная ценность. А.Д. Гордон и Э.В. Клопов обосновывают подход к выявлению признаков досуговой деятельности, который связан с ее осмыслением как самоценной или самоцельной. При таком подходе основным признаком, характеризующим деятельность во время досуга, является специфический характер процесса, способ осуществления деятельности. При этом выделяется очень важный социально-психологический аспект в анализе признаков досуговой деятельности, объективная значимость которой, несомненно, зависит от личностной оценки ее индивидом[32].
3. Использование взаимозаменяемости занятий, свобода выбора варианта деятельности или бездеятельности. При этом следует отметить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к духовным ценностям. Кроме того, она обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Несмотря на это, важнейшим признаком досуговой деятельности является возможность выбора варианта действия. Так человек может не только выбирать чем заниматься, но и вообще ничем не заниматься. Л. Николов по этому поводу замечает: «С одной стороны, деятельность, осуществляемая во время досуга, является следствием свободного выбора, с другой она, кроме этого ничем другим не отличается от обязательной, необходимой деятельности».[33] Вследствие этого можно отметить, что сущность свободной деятельности во время досуга сводится к одному из его признаков - свободе выбора.
4. Общественная ценность досуговой деятельности, которая определяется степенью всестороннего развития личности. Основным признаком досуговой деятельности является «свобода для» а не «свобода от».
Следует заметить, что предложенная дифференциация признаков досуговой деятельности весьма условна, относительна. В самом деле, свобода перемены занятий не может быть осуществлена, например, без свободы их выбора. В свою очередь, свобода выбора окажется иллюзорной, если человек не располагает временем, освобожденным от необходимой деятельности. Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что только в неразрывном единстве и диалектической взаимосвязи всех признаков реализуется сущность досуга.
Для выявления сущности и структуры досуга необходимо, на наш взгляд рассмотреть досуг как одну из форм жизнедеятельности личности. В этом случае нужно проанализировать все формы человеческой жизнедеятельности, так как они взаимодополняют друг друга.
Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности человека. Согласно точке зрения Е.Ф. Молевича, повседневную жизнедеятельность человека, обеспечивающую его естественное и социальное воспроизводство как индивида и личности, можно свести к четырем основным формам социально необходимой деятельности - трудовой, бытовой, досуговой и сексуальной.[34] Все четыре формы, по его мнению, атрибутивно присущи обществу на всех этапах его развития, но атрибутивность эта разнопорядкова: бытовая и досуговая формы жизнедеятельности присущи любому человеку как нечто индивидуально совершенно необходимое: вне этих форм жизнедеятельности невозможно само поддержание жизни человека. Трудовая и сексуальная формы жизнедеятельности столь же всеобщи в плане их общественного проявления, но не всеобщи в отношении их присутствия в жизни конкретных людей: здесь они могут быть, а могут и отсутствовать в силу многообразных социальных и естественных обстоятельств (возраст, здоровье, особенности статуса, образа жизни, ментальности и т.д.).
На наш взгляд, сферу повседневной жизнедеятельности личности можно разделить на две основные подсистемы: трудовую и внерабочую (сферу свободного времени). Последняя, в свою очередь, делится на бытовую и досуговую. Все указанные формы жизнедеятельности людей объективно равноценны для бытия общества, ибо оно возможно лишь с наличием их всех. Но логически в меру масштаба и значимости решаемого круга задач на первый план среди них выдвигается, безусловно, труд. Наличие трудовой жизнедеятельности по определению предполагает наличие свободного от труда времени. Именно в это время реализуются другие основные виды деятельности. Однако наличие трудовой деятельности вовсе не является определяющим признаком констатирующим наличие свободного времени. Появившийся феномен безработицы позволяет говорить о том, что в современном обществе появилась новая социальная группа «безработные», у которых существует только свободное время, отвечающее всем признакам, констатирующим его наличие. Не станем углубляться в проблему свободного времени безработных, так как ее изучение не входит в задачи нашего исследования.
Если из общей совокупности календарного времени личности и общества - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, затрачиваемое на общественно-организованный труд, то остающийся массив времени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом: во-первых, на деятельность, необходимо сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка кработе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, и главным образом, - на бытовую и досуговую сферы жизнедеятельности, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества, и как уже отмечалось, обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнедеятельности общественная жизнь невозможна, ибо именно в рамках этих сфер жизнедеятельности происходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека материальных и духовных потребностей.
Таким образом, анализ существующих подходов к определению понятий свободного времени и досуга позволяет сделать вывод о том, что свободное время является частью внерабочего времени остающееся у человека за вычетом непреложных затрат (проезд до работы и обратно, домашний труд, личная гигиена) направленное на восстановление сил и удовлетворение социокультурных потребностей.
Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.
Неслучайно при рассмотрении «досуга» и «свободного времени» мы практически не касались такого понятия как «рекреация». Если свободное время и досуг некоторые исследователи склонны отождествлять по тем или иным причинам, то рекреация, также являясь частью свободного времени, как правило, отождествляется с понятием «отдых». По сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления. Отдых может быть представлен различными видами: сон, развлечения, экскурсии.
Как отмечает Орлов А.С. «Отдых – вполне самостоятельная сфера человеческого бытия».[35] Обычно отдых представляет собой фазу, заключающую трудовую деятельность. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время необходимое для восстановления сил.
Рекреация представляет собой часть свободного времени направленную на восстановление сил в специализированных комплексах. Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», заключается в том, что рекреационная деятельность осуществляется на специализированных территориях, ориентированных именно на восстановление сил, в основном за пределами постоянного проживания.
Рекреация (от лат. recreato – восстановление) было введено в обиход, медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация – «отдых от службы, учения, праздники, каникулы».[36]
По мнению Акимовой Л.А. «Рекреация – это специфический вид биологической, социальной и физической активности сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта».[37] Рекреационный эффект, в свою очередь, представляет собой результат рекреационной деятельности человека.
Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии с личными социокультурными потребностями, осуществляемая на специализированных территориях. Рекреационная деятельность характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. Как справедливо отмечает И.В. Зорин, по функциям в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре формы рекреации.
1. Инклюзивная – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление).
2. Ежедневная – в конце рабочего дня.
3. Еженедельная – в конце рабочей недели.
4. Отпускная – в конце рабочего года.
Функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека, по мнению И.В. Зорина различны: (1) – компенсаторная, (2) – компенсаторно-расширенная, (3) – расширенно-кмпенсаторная, (4) – расширенная.[38] Как мы видим, прослеживается диалектическое единство всех четырех форм рекреации они составляют единое целое рекреационной деятельности.
Рассматривая рекреационную деятельность, Л.А. Акимова обращает внимание на то, что в рекреационных теориях выделяется несколько направлений.