Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 10 из 21)

В композиции росписей среди фигур погибших воинов-«афганцев» встречаются изображения воинов прежних времен. За последнее тысячелетие сыны Беларуси вместе с другими народами принимали участие в 80-ти войнах (общей продолжительностью 215 лет) и почти в 3000 походов и вооруженных конфликтов. В период 1950-х, 1980-х годов по воле политиков им пришлось сражаться и на чужой территории [в ходе корейско-американской войны (1950—1953), в событиях в Венгрии (1956), в ходе вьетнамо-американской войны (1964—1973), арабо-израильских войн (1968—1983), в Чехословакии (1968), в столкновениях советских и китайских войск на дальневосточных и среднеазиатских границах (1969—1973), в Анголе (1976—1986), в боевых действиях в Афганистане (1979—1989)]. Иконы, молитва и подкупольная роспись объединяют всех, кто погиб в Корее, Венгрии, Вьетнаме, Чехословакии, Анголе, Афганистане…

Из всех перечисленных самый страшный след оставил Афганистан. И следующий элемент комплекса увековечивает места, где проливали кровь в Афганистане наши ребята.

[Перейти к валунам и столу]

В этой части острова символический поминальный стол и валуны с названиями афганских провинций, где дислоцировались и вели боевые действия советские войска. Плита символического поминального стола когда-то находилась на поле аэродрома в Кабуле.

Просьба правительства Афганистана о вводе советских войск в Афганистан была связана с политическим кризисом после революции 1978 г. В СССР было объявлено, что это вызвано стремлением укрепить безопасность СССР. В результате так называемый «ограниченный контингент» оказался вовлеченным в военные действия почти на десять лет. [Историки называют этот период третьей афганской войной. Первый конфликт между Афганистаном и Российской империей произошел в ХIХ веке (1884—1885) из-за притязаний афганского правительства на южные туркменские земли. Второй русско-афганской войной историки называют борьбу с басмачеством в Средней Азии (1919—1932)].

Какими бы ни были политические цели этой войны, всем сегодня очевидно, что ввод войск в Афганистан нанес урон авторитету государства, ухудшил взаимоотношения СССР с западными странами и еще больше обострил ситуацию в самом Афганистане. К сожалению, признание ошибки о вводе войск в Афганистан не принесло облегчения семьям, потерявшим там родных и близких, не вернуло здоровье тем, кто остался инвалидом. А в Афганистане и сегодня обстановка остается напряженной.

Здесь, за поминальным столом, в памятные дни собираются родные, близкие, друзья погибших. Общими для всех датами стали день ввода советских войск в Афганистан 27 декабря и день вывода войск – 15 февраля. В эти дни у памятника проходят траурные митинги, возложение венков.

Афганистан оставил трагический след в душах и в жизнях наших людей. И поныне воинам афганской войны, живущим в разных уголках Беларуси, снятся по ночам политый кровью перевал Салан и Пянджерское ущелье, огненные дороги Герата, Джелалабада, Кандагара, Кундуза, Баглама и другие места.

Следующий элемент мемориального комплекса – фигура Ангела-хранителя.

[Группа переходит к скульптуре Ангела-хранителя]

Это своеобразный памятник тем воинам-«афганцам», которые погибли от физических и душевных ран уже после возвращения на родину. Ангелы бесплотны, но авторы мемориала, вероятно, хотели сказать, что война – это участь мужчин. Ангел плачет, потому что не смог выполнить свою святую миссию – уберечь воина от смерти.

После открытия памятника иногда можно было видеть, как подъезжали к острову свадебные кортежи. Молодая пара подходит к фигуре Ангела – и невеста прикасается к нему. Говорят, что это прикосновение – залог того, что будущие дети не погибнут в войне.

Трагическая страница нашей истории, связанная с войной в Афганистане, удаляется во времени. Но время не снижает боль и тревогу тех, кто прошел через нее, и тех, кто потерял своих родных и близких. Памятник воинам-интернационалистам создан не только в память о тех, кто прошел через Афганистан, и для их близких. Он создан для всех ныне живущих, как наша общая боль, наша общая память, как крик души против войны. Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет перед освящением памятника молитвенно произнес: «Господе, упокой души усопших рабов твоих. Вождей и воинов, на войне афганистанской души свои положивших. И сотвори им вечную память».

Здесь, на острове посреди Свислочи, памятник поднялся словно из самой матери-земли [памятник над Свислочью пополнил список «афганских» памятников в Бресте, Борисове, Барановичах, Орше; в Витебске (с 1995 г.) работает государственный музей воинов-интернационалистов]. Расположенный между новой и старой застройкой, он как бы утверждает, что жизнь продолжается и жить надо…

[Пройти к мосту; предложить подойти к входу в административное здание, ознакомиться с текстом на доске; после осмотра собраться на мосту]

Итак, продолжим нашу экскурсию по Троицкому предместью. Поселение здесь существовало уже в ХII в. С центром города оно было связано мостом через р. Свислочь. Деревянная застройка этой части города развивалась хаотично.

В конце ХVIII – ХIХ вв. в Минске, как и во всей Российской империи, начались массовые градостроительные работы. В планировке провинциальных городов использовался опыт Петербурга. Средневековую путаницу узких и грязных улиц Минск сменил на четкие линии регулярного плана. Улицы пересекались под прямым углом, образуя квадратные или прямоугольные кварталы, часто одной величины. Город застраивался по типовым, тогда говорили «образцовым», проектам, составленным для губернских городов.

В разработке проектов принимали участие и губернские архитекторы, которые лучше учитывали местные условия. В предместье многие дома сооружались с учетом особенностей местной архитектуры: высокие крыши домов определяются климатическими условиями (обилием осадков) и местными бытовыми традициями (использованием чердаков для хозяйственных нужд).

Архитектурное решение ансамбля жилых домов по ул. Старовиленской типично для классицизма. Четкие грани домов подчеркивали регулярность улицы. Здания высотой в 2—3 этажа тесно прижаты друг к другу. Как сплошная уличная стена стоят по одной, так называемой, красной линии застройки, создавая, как тогда говорили, «единую сплошную фасаду». Строгие по рисунку наличники, карнизы, пояски и другие элементы зрительно усиливали значение стены.

Дома разнообразны по масштабу, цвету и силуэту. В архитектуре этих зданий плоскостные фасады, ассиметричное расположение главного входа, ступенчатость разновысотных зданий, высокие двухскатные крыши с так называемыми слуховыми окнами самых разных конфигураций – полуциркульными, прямоугольными, треугольными.

[Пройти к дому с мансардой]

Дома с мансардами появились в эпоху классицизма. Мансарда – это получердачное помещение, в котором можно разместить и мастерскую художника, и жилую комнату. Свое название мансарда получила по имени ее создателя – Франсуа Мансара – французского архитектора (1598—1666). Он первым из архитекторов использовал получердачное помещение под мастерскую художника.

Нарядность и праздничность зданий, обращенных к реке, подчеркивается ярким цветом стен. Такие насыщенные тона создают плоский цветной ковер, краски которого радуют глаз и в пасмурную погоду. С давних пор городские дома красили в яркие цвета. Это было не только красиво, но, главное, удобно. Нумерации домов еще не было и в письмах приходилось указывать: «второй желтый дом от аптеки», «третий зеленый дом от булочной», а о месте жительства обычно говорили так: «на земле Ваньковича между Комаровкой и Переспой», «по дороге к лютеранскому кладбищу», «около артиллерийских казарм» и т.д. В Минске только в конце ХIХ века появились дощечки с названиями улиц в центре города.

Отреставрированный и возвращенный к жизни комплекс является естественным музеем, который сохраняет стиль и образцы городской каменной постройки ХIХ века. Органично разместились в старых постройках всевозможные лавки, аптека, музеи, кафе.

[Переход к корчме за углом]

Эти два дома составляют единую композицию. Они соединены воротами с брамкой. За ними дворик, куда выходят двери обоих зданий. В настоящее время здесь разместилась корчма «Старовиленская» с баром и кофейней.

Корчма была обязательным элементом старых белорусских поселений. Строили их около дорог, на пересечении важных торговых шляхов, при выезде из города, на рыночных площадях, на границах владений. В корчме путешественник мог найти ночлег и еду, нередко местные жители проводили собрания, здесь устраивала танцы молодежь.

Корчмы на Беларуси строились двух типов: корчма с ночлегом и конюшней, или просто «заезд», и корчма «без заезда», где продавались только еда и напитки, т.е. как эта. Проходили десятилетия, даже века, а вид корчмы почти не изменялся. Позже, в ХIХ веке, появились каменные корчмы – «аустерии». С течением времени некоторые функции корчмы взяли на себя заезжие дворы, станционные и почтовые гостиницы.

Здание обычно выделялось среди застройки: вход освещали фонари, массивные ворота украшали кованные завесы, ручки, клямки. Вывески у ворот зазывали войти вовнутрь. Многие детали этой корчмы воссоздают характер постройки ХIХ века. Это – дверные и оконные столярные изделия, черепичные покрытия крыш, наружная лестница, лепной декор, а также благоустройство и так называемые малые архитектурные формы. Оформление интерьеров всех помещений выполнено в стиле ретро с учетом традиций ХIХ века.

[Переход к соседнему зданию]

Это трехэтажное здание отступает внутрь от красной линии застройки. В нем располагается Белорусский фонд культуры. На первом этаже находится галерея декоративного прикладного искусства Беларуси «Славутыя майстры».