Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 9 из 21)

В этом вы убедитесь сами, когда познакомитесь с этим старым кварталом бывшего Троицкого предместья, увидите его продленную реставраторами жизнь и, возможно, почувствуете живой облик города XIX века. Здесь снимают фильмы, фотографируются, часто можно встретить художника с мольбертом.

[Автобус останавливается на ул. Янки Купалы, после выхода из автобуса группа собирается на площадке перед мостом]

Расположено Троицкое предместье в излучине реки Свислочь, на её левом берегу. В этом районе Минска сохранился один квартал XIX в. Его реконструкция уже закончена.

Рядом с Троицким предместьем на небольшом острове посреди реки открыт памятник-каплица, т.е. часовня. Его официальное название «Памятник воинам-интернационалистам».

[Группа проходит на середину моста]

В мемориальный комплекс входят: памятник с чертами церковного сооружения, у основания холма валун с иконой. Слева – скульптура Ангела-хранителя. Чуть дальше – поминальный стол и валуны с названиями афганских провинций.

Справа – административное здание, где находятся директор и охрана. Там же доска с планом комплекса, а за углом у входа еще одна доска с именами всех авторов сооружения. [Авторы памятника – скульптор Ю.П. Павлов и его семья: скульпторы Галина и Олег Павлович (жена и сын), ландшафтный архитектор Д. Хомяков, конструктор В. Канцевич. Основные строительные работы проводили железнодорожные войска РБ. Комплекс построен на средства от пожертвований граждан, государственного бюджета и ПКП «Волат»].

Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане, он стал по существу памятником сынам и дочерям Беларуси, павшим в разные века, на чужой земле, под чужими флагами, в чужих войнах. И вместе с погибшими солдатами мы обращаемся к Богу со словами, написанными на памятнике: «Госпадзе, мы дзеці твае». Обращаемся независимо от национальности и религии.

И, может, не случайно памятник находится на линии, соединяющей церковь Святой Марии Магдалины и костел Святых Симеона и Елены.

Тему скорби и памяти подчеркивает и ландшафт острова. Поверхность его неровная, с валунами, которых так много на белорусской земле. А некоторым они напоминают об афганских горах. Настроение создают и склонившиеся над водой плакучие ивы. И вокруг вода… Ее постоянно не хватало в Афганистане. Там, на чужой земле, жили воспоминаниями о родных белорусских криничках, речушках, озерах…

Первым элементом мемориального комплекса является валун с иконой.

[Группа переходит к валуну с иконой]

Этот валун был установлен как закладной камень(в 1988 г.; строительство комплекса началось в 1991 г., открыт 3 августа 1996 г.). На нем бронзовая икона Божьей матери. Под ней надпись: «Сынам, загінуўшым у Афганістане, узведзены гэты храм-помнік па даручэнню беларускіх маці, якія не жадаюць, каб зло панавала ні на сваёй, ні на чужой зямлі».

Памятник имеет свою историю. Группа белорусских женщин-матерей погибших в Афганистане ребят (во главе с председателем тогда еще Всесоюзного комитета афганских матерей минчанкой Инессой Сергеевной Головневой) приехала в г. Днепропетровск (1990), где был открыт один из первых в Советском Союзе памятников воинам-«афганцам». Этот памятник настолько тронул их, что они пригласили его автора участвовать в конкурсе на создание подобного памятника в Минске.

Афганская тема в творчестве украинского скульптора Юрия Павловича Павлова появилась неслучайно. Он провожал в армию своего сына (осенью 1985 г. еще шли военные действия в Афганистане.) и стал свидетелем, как страшно кричали матери, будто заранее провожали сыновей на смерть. Сын Ю.П. Павлова в Афганистан не попал. Но страх за него, сочувствие чужому горю, воспоминание о жутком крике матерей остались в памяти навсегда.

На конкурсе создания памятника в Минске проект Ю.П. Павлова был признан лучшим. Он предложил памятник необычный как по замыслу, так и по архитектурно-художественному воплощению.

[Отойти ближе к дорожке, ведущей к памятнику]

На насыпном холме высокой свечой возвышается памятник-часовня. Он стоит на сваях, укрепленных валунами. Стройная и строгая композиция устремлена вверх. Взгляд идет от основного объема к вытянутому барабану и кресту.

В основу очертания памятника положен первоначальный облик храма Евфросинии Полоцкой, такой, каким он был в ХII в. (храм построен в 1161 г.). Евфросиния Полоцкая является святой и для католиков, и для православных. Ее имя подчеркивает незыблемость идей, традиций, истории культуры белорусского народа, мысль о том, что люди, принадлежащие к разным конфессиям, имеют в жизни одну цену, равны перед вечностью. Образ памятника напоминает о хрупкости человеческого бытия на фоне политики, рождающей войны и насилие. Возвышенный над водой, отдалённый от обыденности и суеты, он словно плывет в вечности.

Основу памятника составляют фигуры скорбящих женщин-матерей. Скульптурная композиция храма выполнена в едином материале. Она состоит из четырех групп женских фигур, перерастающих в часовню. Их будто собрала здесь общая беда и общая ответственность за будущее. Лица матерей обращены во все стороны света, туда, куда Беларусь посылала своих сыновей. Во все времена оплакивали матери не вернувшихся с войны детей. Одни держат в руках иконы, другие – портреты сыновей. Матери, стоящие впереди, держат в руках светильники, которые символизируют тепло и свет домашнего очага. Возможно, они еще надеются на возвращение сыновей к домашнему огню. Стоящие сзади уже потеряли надежду. Они застыли, окаменели от горя.

Входы в часовню закрыты коваными воротами.

[Подойти к открытым воротам, если закрыты – к правому]

На кованых воротах, ведущих внутрь памятника – изображение гербов крупнейших белорусских городов и городов, сыгравших особую роль в развитии белорусской культуры: Минск, Могилев, Полоцк, Несвиж, Гомель, Витебск, Брест, Гродно.

Внутри – четыре алтаря.

[Если ворота открыты, группа проходит вовнутрь; экскурсовод стоит между алтарями с иконами «Маці святая Беларусь» и «Евфросиния Полоцкая»]

В каждом из четырех алтарей храма-памятника находятся изображения икон и бронзовые подсвечники под ними.

Главная икона – «Маці святая Беларусь». Наша многострадальная Беларусь представлена на ней в образе матери всех времен, которой пришли поклониться ее сыновья – и древние воины в латах, и солдаты Великой Отечественной, и воины-«афганцы».

Перекликается с ней по теме икона «Евфросиния Полоцкая – заступница белорусского народа». Святая Евфросиния стоит на коленях. Руки ее распростерты как крылья птицы. Она пытается закрыть, уберечь свой народ от врагов, среди которых и тевтонские рыцари, и фашисты с собаками... Нижний край иконы неровный – это символ того, что враги из века в век “отхватывали” часть белорусских земель.

«Экскурсовод переходит направо и становится между двумя другими алтарями»

В центре следующей иконы «Не рыдай мне, мацi» солдат, рядом с которым женский образ, символизирующий его мать, сестру, невесту. Крест с распятым Христом подразумевает, что «афганцев» в земной жизни предали, как по библейской легенде предали некогда Христа.

И, наконец, икона «Молитва четырнадцати святых за Беларусь». Это четырнадцать святых, канонизированных православной и католической церквами. На их изображение наложен бронзовый текст молитвы, основной смысл которой заключен во фразе «Убереги нас, Господи, от братской незгоды». Изображен также крест Евфросинии Полоцкой как призыв к согласию и примирению.

Внутри каждого алтаря на стенах высечены имена погибших воинов-«афганцев». Возле каждой фамилии лампада. Родные и близкие погибших при посещении мемориала могут установить в ней зажженную свечу.

Здесь представлена вся Беларусь. Около тридцати тысяч белорусов и уроженцев республики прошли через Афганистан. Из них 771 там погибли, а более 800 (837) вернулись инвалидами.

Среди имен, высеченных внутри памятника, две фамилии Героев Советского Союза [четверо белорусов за Афганистан удостоены звания Героев Советского Союза: А. Мельников (Могилев, 1988 г., посмертно), Н. Чепик (Пуховичский р-н, 1980 г., посмертно), В. Щербаков (род. в. г. Борисове, 1980 г.), В. Пименов (род. в Витебске, 1980 г.]. Имя одного из них – Николая Чепика (он подорвал себя гранатой, чтобы перекрыть дорогу душманам) – было в свое время широко известно. На его родину в д. Блужа Пуховичского района был проложен даже экскурсионный маршрут для школьников.

В центре храма заложена омытая кровью белорусских ребят афганская земля, а также земля, привезенная матерями с могил своих сыновей.

Специальный фонарь, установленный под полом, освещает снизу крест, возвышающийся над куполом. В центре креста – рубин (шлифованное стекло).

Туго натянутые струны (из биометалла, покрытого медью) прикреплены к пяти колоколам. При порывах ветра гудят. Этот гул вместе со звоном колоколов, как голоса павших, поднимаются к куполу храма и далее к высокому небу.

Внутренняя поверхность стен и его купол расписаны библейскими сюжетами – «Благовещение», «Божья Матерь», «Святое семейство», «Снятие с креста». Здесь же изображены архангел Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальда. (Иконы и внутренняя роспись выполнены в технике энкоустики, т. е. восковой живописи: несмывающиеся восковые краски известны со времен древнего Египта).