Смекни!
smekni.com

Фромм (стр. 24 из 25)

отвага ради этих ценностей ставить на карту все.

Такая отвага сильно отличается от отваги, о которой говорил известный

фанфарон Муссолини, когда употребил лозунг "жить среди опасностей". Его род

отваги это отвага нигилизма. Она коренится в разрушительной установке по

отношению к жизни, в готовности потерять жизнь из-за неспособности любить

ее. Отвага отчаяния противоположна отваге любви так же, как вера в силу

противоположна вере в жизнь. Существует ли что-то, что надо практиковать,

чтобы верить и быть отважным? По правде говоря, веру можно практиковать

каждый момент. Веры требует воспитание ребенка; веры требует засыпание, вера

требуется, чтобы начать любую работу. Но мы все привыкли иметь этот вид

веры. Кто не имеет ее, тот страдает от тревоги за своего ребенка или от

бессонницы, или от неспособности к любой созидательной работе, или

становится подозрителен, воздерживается от тесных контактов с кем бы то ни

было, или становится ипохондриком, или неспособен составлять долгосрочные

планы. Придерживаться собственных суждений о человеке, даже если

общественное мнение или какие-то непредвиденные факты, казалось бы,

противоречат этому суждению; придерживаться собственных убеждений, даже если

они непопулярны, - все это требует веры и отваги. Принимать трудности,

поражения и горести жизни как испытания, из которых мы выходим более

сильными, а не как несправедливую кару, которая не должна была постигнуть

нас, - это тоже требует веры и отваги.

Практикование веры и отваги начинается с мелочей повседневной жизни.

Первый шаг - это заметить, где и когда вера была утрачена, исследовать

"объяснение, которые используются, чтобы скрыть эту утрату веры, осознать,

где ты действовал трусливо, и опять же, как эта трусость объяснялась.

Осознать, как каждая измена вере ослабляет тебя, а возрастающая слабость

ведет к новым изменам, и так далее, по порочному кругу. Тогда человек

осознает, что, хотя сознательно боялся ока-заться нелюбимым, на самом деле

это был страх перед любовью, страх, обычно неосознаваемый. Любить значит

довериться, отдаться полностью в надежде, что твоя любовь возбудит любовь в

любимом человеке. Любовь это акт веры, и кто имеет мало веры, тот имеет и

мало любви. Что можно еще сказать о практике веры? Вероятно, кто-то другой и

может, и если б я был поэтом или проповедником, я тоже попытался бы. Но так

как я ни поэт, ни проповедник, я не могу и пытаться более говорить о

практике веры, хотя я надеюсь, что тот, кто действительно хочет, может

научиться верить, как ребенок учится ходить.

Одну установку, крайне необходимую для практикования искусства любви,

которая прежде упоминалась лишь мельком, нужно рассмотреть внимательнее, так

как она является основной для практики любви. Это активность. Я уже говорил,

что активность означает не делание чего-то, а внутреннюю деятельность,

созидательное использование своих сил. Любовь это активность; если я люблю,

я нахожусь в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку.

Но не только к нему или к ней. Я не смогу активно относиться к любимому

человеку, если я ленив, если я не нахожусь в состоянии постоянного

осознания, бодрости, деятельности. Сон это единственная ситуация,

допускающая бездеятельность; в состоянии бодрствования лености не должно

быть места. Ныне огромное число людей находится в парадоксальной ситуации -

они наполовину спят, когда бодрствуют, и наполовину бодрствуют, когда спят

или хотят спать. Быть полностью бодрствующим это условие того, чтобы не

скучать самому и не заставлять скучать других, - и конечно же, не скучать и

не быть скучным для другого - это одно из главных усло-вий любви. Быть

действенным в мысли, в чувстве, активно видеть и слышать на протяжении всего

дня, избегать внутренней лени, то ли в форме откладывания чего-то на потом,

то ли в форме спланированного пустого времяпровождения, - это обязательное

условие для практикования искусства любви. Иллюзия - считать, что можно

разделить жизнь таким способом, что она будет созидательной в сфере любви, и

несозидательной во всех других сферах. Созидательность не допускает такого

разделения труда. Способность любить требует состояния напряжения,

бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом

только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни.

Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен и в любви.

Рассмотрение искусства любви не может ограничиться только личной сферой

в достижении и развитии тех черт характера и установок, которые были описаны

в этой главе. Оно неразрывно связано с социальной сферой. Если любить это

значит иметь установку на любовь ко всему, если любовь это черта характера,

она должна обязательно присутствовать не только в отношениях к своей семье,

и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе в

делах, в своей профессиональной деятельности. Здесь нет "разделения труда"

между любовью к своим и любовью к чужим. Напротив, условием существования

первой является существование второй. Принять это всерьез - значит

решительно изменить свои социальные отношения, отступив от общепринятых.

Хотя много слов произносится о религиозном идеале любви к ближнему, в

действительности наши отношения определяются в лучшем случае принципом

честности. Быть честным это значит не обманывать и не хитрить в обмене

товарами и услугами, а также в обмене чувствами. "Я даю тебе столько же,

сколько ты даешь мне". Это преобладающая этическая максима

капиталистического общества как в отношении материальных благ, так. и в

отношении любви. Можно даже сказать, что развитие этики честности это

специфический вклад капиталистического общества в сферу этики.

Причины этого в самой природе капиталистического общества. В

докапиталистических обществах обмен благами определялся непосред-ственной

силой или традицией, или личными узами любви и дружбы. При капитализме

определяющим фактором является рыночный обмен. Имеем ли мы дело с товарным

рынком, или рынком труда, или рынком услуг, каждый человек обменивает то,

что имеет для продажи, на то, что он хочет приобрести по условиям рынка, не

прибегая к силе или обману.

Этику честности легко спутать с этикой золотого правила. Максиму "делай

другим то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе" можно истолковать в смысле

"будь честен в своем обмене с другими". Но в действительности она

первоначально была сформулирована в более популярной библейской версии:

"люби ближнего своего как самого себя". Иудейско-христианская норма братской

любви на деле совершенно отличается от этики честности. Она требует любить

своего ближнего, то есть чувствовать ответственность за него и единство с

ним, в то время как этика честности требует не чувствовать ответственности и

единства, а держаться на расстоянии и порознь; она требует уважать права

своего ближнего, а не любить его. Неслучайно, золотое правило сегодня

становится самой популярной религиозной максимой, поскольку ее можно

истолковать в категориях этики честности, это единственная религиозная

максима, которую каждый понимает и готов ее применять. Но практика любви

должна начинаться с осознания между честностью и любовью.

Здесь однако возникает важный вопрос. Если вся наша социальная и

экономическая организация основывается на том, что каждый ищет выгоды для

себя самого, если она руководствуется принципом эгоизма, только смягченного

этическим принципом честности, как можно делать бизнес, как можно

действовать в рамках существующего социального уклада и в то же время

любить? Разве любовь не предполагает отказа от всех светских интересов и не

требует разделить участь беднейших? Радикально отвечали на этот вопрос

христианские монахи и люди вроде Толстого, Альберта Швейцера и Симоны Вейл.

Есть и такие2, кто считает принципиально несовместимыми любовь и нормальную

светскую жизнь в нашем обществе. Они пришли к выводу, что говорить о любви

сегодня это значит участвовать в общей лжи. Они заявляют, что в сегодняшнем

мире могут любить только мученик или сумасшедший, а потому всякое обсуждение

любви это не что иное как проповедь.

Такая очень почтенная точка зрения может легко послужить

ра-ционализации цинизма. В действительности, ее безотчетно придержи-вается

обычный человек, который думает: "хотел бы быть хорошим христианином - но

пришлось бы умереть с голоду, если б я воспринял это серьезно". Этот

"радикализм" в конечном счете ведет к моральному нигилизму. И "радикальные

мыслители", и обычный человек это лишен-ные любви автоматы, и единственное

различие между ними в том, что обычный человек не осознает этого, а

"радикальный мыслитель" это осознает и признает "историческую необходимость"

данного положения вещей.

Я убежден, что признание абсолютной несовместимости любви и

"нормальной" жизни правильно только в абстрактном смысле. Принцип, лежащий в

основе капиталистического общества, и принцип любви -несовместимы. Но

современное общество в своем конкретном проявле-нии представляет собой

сложный феномен. Продавец бесполезного товара, например, не может исполнять

свою экономическую функцию, не прибегая ко лжи, а квалифицированный рабочий,

химик или физик может. Подобным образом, фермер, рабочий, учитель и многие

друг профессии могут пытаться любить, не прекращая своих экономических

функций. Даже если признать, что принцип капитализма несовместим принципом

любви, нужно признать, что "капитализм" сам по себе является сложной и