Смекни!
smekni.com

Фромм (стр. 25 из 25)

постоянно изменяющейся структурой, которая все же допускает много

нонконформизма и личной свободы.

Говоря это, я однако не склонен предполагать, что существующая ныне

социальная система будет продолжать свое существование бесконечно, и в то же

время надеяться на реализацию идеала любви к своему ближнему. Люди,

способные любить, при нынешней системе по необходимости составляют

исключение; любовь является по необходимости маргинальным явлением в

сегодняшнем западном обществе. Не столько потому, что многие профессии не

допускают отношений любви, сколько потому, что дух общества,

сосредоточившего свой интерес на произ-водстве товаров и алчущего товаров,

таков, что только нон-конформист может успешно защищать себя от него. Те,

кто серьезно относятся к любви, как единственному разумному ответу на

проблему человеческого существования, должны придти к выводу о необходимости

важных и радикальных перемен в нашей социальной структуре, если любви

предстоит стать общественным, а не исключительно индивидуальным и

маргинальным явлением. О направлении таких перемен в рамках этой книги можно

только намекнуть. Наше общество управляется менеджерской бюрократией,

профессиональными политиками; люди подвергаются массовому внушению, их цель,

вернее самоцель - больше производить и больше потреблять. Все виды

деятельности подчинены экономическим целям, средства становятся целями,

человек является автоматом -хорошо накормленным, хорошо одетым, но без

какого-либо высшего интереса к своим характерным человеческим качествам и

функциям. Если человек в состоянии любить, он должен занять свое высшее

положе-ние. Экономическая машина должна служить ему, а не он ей. Он должен

получить право участвовать в переживании, участвовать в работе, а не только,

в лучшем случае, в прибылях. Общество должно быть организовано таким

образом, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялась от его

социального существования, а воссоединилась с ним. Если правда, как я

пытался показать, что любовь это единственный здравый и удовлетворительный

ответ на проблему человеческого существования, то любое общество, которое

исключает развитие любви, должно в конце концов погибнуть от того, что оно

противоречит основным потребностям человеческой природы. На самом деле,

говорить о любви - это не "проповедь" по той простой причине, что это значит

говорить о высшей и истинной потребности каждого человеческого существа. То,

что эта потребность скрыта, не означает, что ее не существует. Анализ

природы любви раскрывает ее общее отсутствие сегодня и ведет к критике

социальных условий, ответственных за это отсутствие. Вера в возможность

любви как социального, а не только исключительно индивидуального явления,

это разумная вера, основанная на способности понимания самой природы

человека.

1Хотя особое значение придавалось теории и практике этого вопроса в

восточных, особенно в индийской, культурах, те же цели преследовались в

недавнее время и на Западе. Наиболее серьезной, на мой взгляд, является

школа Гиндлера, цель которой в чувствовании собственного тела. Для понимания

гиндлеровского метода ср. также работы Шарлотты Сэлвер, ее лекции и курсы в

Новой школе в Нью-Йорке.

2См.Herbert Marcuse's article "The Social Implications of

Psychoanalytic Revisionism" Dissent, New York. Summer. 1955.