Смекни!
smekni.com

Фромм (стр. 6 из 25)

или невыраженные потребности человеческого существа. Быть "ответственным"

значит быть в состоянии и готовности отвечать". Иона не чувствовал

ответственности за жителей Ниневии. Он, подобно Каину, мог спросить: "Разве

сторож я брату моему?". Любящий человек чувствует себя ответственным. Жизнь

его брата это не только дело самого брата, но и его дело. Он чувствует

ответственность за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого

себя. Эта ответственность в случае матери и ребенка побуждает ее к заботе,

главным образом, о его физических потребностях. В любви между взрослыми

людьми она касается, главным образом, психических потребностей другого

человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и

господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение - это не

страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere

= to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать

его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой

человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом,

предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос

и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы

служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с

таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в

качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я

сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней

помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то.

Уважение существует только на основе свободы: l'amor est l'enfant de la

liberte- как говорится в старой французской песне, любовь дитя свободы и

никогда - господства.

Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были

бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы

его мотивом не было заинтересованность. Есть много видов знания; знание,

которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а

проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу

переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его

собственном проявлении. Я могу знать, например, что человек раздражен, даже

если он и не проявляет это открыто; но я могу знать его еще более глубоко: я

могу знать, что он встревожен и обеспокоен, чувствует себя одиноким,

чувствует себя виноватым. Тогда я знаю, что его раздражение это проявление

чего-то более глубинного, и я смотрю на него как на встревоженного и

обеспокоенного, а это значит - как на страдающего человека, а не только как

на раздраженного.

Знание имеет еще одно, и более основательное, отношение к проблеме

любви. Фундаментальная потребность в соединении с другим человеком таким

образом, чтобы мочь освободиться из темницы собственной изоляции, тесно

связана с другим специфическим человеческим желанием, желанием познать

"тайну человека". Хотя жизнь уже и в самих биологических аспектах является

чудом и тайной, человек, в его именно человеческих аспектах, является

непостижимой тайной для себя самого - и для своих ближних. Мы знаем себя, и,

все же несмотря на все наши усилия, мы не знаем себя. Мы знаем своего

ближнего; и все же мы не знаем его, потому что мы не вещь и наш ближний - не

вещь. Чем глубже мы проникаем в глубины нашего существа или какого-либо

иного существа, тем более цель познания удаляется от нас. И все же мы не

можем избавиться от желания проникнуть в тайну человеческой души, в то

сокровеннейшее ядро, которое и есть "он".

Есть один, отчаянный, путь познать тайну: это путь полного господства

над другим человеком, господства, которое сделает его таким, как мы хотим,

заставит чувствовать то, что мы хотим; превратит его в вещь, нашу вещь,

собственность. Высшая степень такой попытки познания обнаруживается в

крайностях садизма, в желании и способности причинять страдания

человеческому существу; пытать его, мучениями заставить выдать свою тайну. В

этой жажде проникновения в тайну человека, его - и соответственно - нашу

собственную тайну, состоит сущностная мотивация глубокой и напряженной

жестокости и разрушительности. В очень лаконичной форме эта идея была

выражена Исааком Бабелем. Он приводит слова офицера времен русской

гражданской войны, который конем затоптал своего бывшего хозяина.

"Стрельбой, - я так выскажу, -от человека только отделаться можно: стрельба

- это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не

дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя

не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь

узнать, какая она у нас есть...8

Мы часто видим этот путь познания в явной его форме у детей. Ребенок

берет какую-либо вещь и разбивает ее ради того, чтобы познать; или он берет

живое существо, жестоко обрывает крылья бабочке, чтобы познать ее, выведать

ее тайну. Жестокость сама по себе мотивируется чем-то более глубинным:

желанием познать тайну вещей и жизни.

Другой путь познания "тайны" - это любовь. Любовь представляет собой

активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое

желание познания удовлетворяется благодаря единению. В акте слияния я познаю

тебя, я познаю себя, я познаю всех - и я "не знаю" ничего. Я обретаю таким

путем - благодаря переживанию единства - знание о том, чем человек жив и на

что способен, но это знание невозможно получить благодаря мысли. Садизм

мотивирован желанием познать тайну, и все же я остаюсь таким несведущим,

каким был и прежде. Я расчленил другое существо на части, и все, чего я

достиг - это разрушил его. Любовь - единственный путь познания, который в

акте единения отвечает на мой вопрос. В акте любви, отдавания себя, в акте

проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я

открываю нас обоих, я открываю человека.

Страстное желание узнать самих себя и узнать наших ближних выражено в

дельфийском призыве "Познай себя". Это основная пружина всей психологии. Но

ввиду того, что желание это заключает в себе познание всего человека, его

сокровеннейшей тайны, то желание это никогда не может быть полностью

удовлетворено познанием обычного рода, познанием только посредством мысли.

Даже если бы мы знали о себе в тысячу раз больше, то и тогда мы никогда не

достигли бы самой сути. Мы все же продолжали бы оставаться загадкой для

самих себя, а также и наши ближние продолжали бы оставаться загадкой для

нас. Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за

пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание

единства. Однако познание мыслью, т. е. психологические знания, это

необходимое условие для полного знания в акте любви. Я должен познать

другого человека и самого себя объективно, чтобы было возможно увидеть,

каков он в действительности или вернее, чтобы преодолеть иллюзии,

иррационально искаженный образ его, возникший у меня. Только если я познаю

человеческое существо объективно, я могу познать в акте любви его

глубочайшую сущность9.

Проблема познания человека аналогична религиозной проблеме познания

бога. В конвенциональной западной теологии делалась попытка познать бога

посредством мысли, рассуждая о боге. Предполагалось, я могу познать бога

посредством своей мысли. В мистицизме, который представляет собой

последовательный результат монотеизма (как я попытаюсь показать позднее)

попытка познать бога посредством мысли была отвергнута и заменена

переживанием единства с богом, в котором не оставалось больше места - и

необходимости - для рассуждения о боге.

Переживание единства с человеком, или в плане религиозном с богом, не

является актом иррациональным. Напротив, как отмечал Альберт Швейцер, это

следствие реализма, наиболее смелое и радикальное его следствие. Она

основывается на нашем знании фундаментальных, а не случайных границ нашего

знания. Это знание, что мы никогда не "ухватим" тайну человека и универсума,

но что мы все же можем обретать знание в акте любви. Психология как наука

имеет свои пределы, и как логическим следствием теологии является мистицизм,

так конечным следствием психологии является любовь.

Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Они

представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом

человеке, т. е. в человеке, который развивает свои созидательные силы,

который хочет иметь лишь то, что он сам создал, который отказывается от

нарциссистских мечтаний о всезнании и всемогуществе, который обрел смирение,

основанное на внутренней силе, которую может дать только истинно

созидательная деятельность.

До сих пор я говорил о любви, как преодолении человеческого

одиночества, осуществлении страстного желания единства. Но над всеобщей

жизненной потребностью в единстве возвышается более специфическая,

биологическая потребность: желание единства мужского и женского полов. Идея

этой поляризации наиболее сильно выражена в мифе о том, что первоначально

мужчина и женщина были одним существом, потом были разделены на половинки, и

поэтому каждая мужская половинка ищет прежнюю женскую часть себя, чтобы

объединиться с ней опять. (Та же самая идея первоначального единства полов

содержится в библейской истории о том, что Ева была создана из ребра Адама,

хотя в этой истории, в духе патриархальности, женщина считается существом