Смекни!
smekni.com

Валютные операции в Российской Федерации (стр. 13 из 21)

Уже в 1994 году валютным контролем было охвачено 57% всех экспортных поставок, в 1995 г. – 73%, а в 1996 г. – 82%. Величина необоснованных поступлений валютной выручки сократилось примерно с 40% в 1992-1993 гг. до 5% в 1997г2.

Следующим шагом стало принятие совместной Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу, беспроцентных кредитов иностранным партнерам), завершения ценовых параметров.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции экспортных операций побудили недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки. Так, одним из таких каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные операции – бартерные сделки. В 1996 году их объем по сравнению с 1995 годом возрос на 6,2%. Если учесть, что в это период на долю бартерных операций приходилось 40% внешней торговли России, то большая пропускная способность товарообменных операций при бегстве капиталов стала очевидной.1

С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля, реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г. №1300.

Введение системы контроля за внешнеторговыми бартерными операциями немедленно сказалось на резком снижении их объемов. По данным таможенной статистики, уже в первом полугодии 1997 года против соответствующего периода предыдущего года они сократились на 43%, в том числе – экспорт на 46%, а импорт на 40%.2

Предотвращению дальнейшего нелегального оттока капиталов при экспорте ресурсов во многом должно способствовать создание системы независимой предотгрузочной инспекции экспортируемых товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г. №1267 «О создании в стране системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» и в рамках действия соответствующей комиссии.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г. Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер, регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля сосредоточились на следующих направлениях:

- повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию валютной выручки;

- упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного банка в другой;

- модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;

- усиление собственно контрольной деятельности, направленной на ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих качество валютного регулирования.

Учитывая всю тяжесть августовского кризиса в России и важность принятых действий, следует перечислить ключевые решения ЦБ РФ в области валютного и капитального контроля за посткризисное время:

16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи части экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;

28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных биржах;

01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;

01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую им валюту не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно на внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными контрагентами;

12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с 50% до 75%;

01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной выручки и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее продажу;

01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;

07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной валюте физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду невозврат экспортной выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с 2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до 0,8 млрд. в IV квартале.1

Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным ослаблением, а в ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» – российских банков. В связи с фактическим банкротством Токобанка, Инкомбанка, «Российского кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими оптовыми импортерами наличной валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как форма вывоза капитала) в Россию по итогам прошлого года сократился более чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд. долларов. Этому же способствовало, безусловно, и сокращение спроса экономики (прежде всего населения) на наличную валюту в связи с шоковым падением реальных доходов.


Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны, немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200 млрд. долларов, вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только репрессивными методами невозможно. Поэтому в последнее время часто идут дискуссии по вопросу экономической амнистии. Под экономической амнистией подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они не находились.

Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут воспользоваться ими за границей так, чтобы капитал работал (речь не идет о покупке недвижимости, средств роскоши и т.д.). Это обусловлено тем, что российским бизнесменам трудно вступить в деловой мир Запада. Поэтому часть денег готово вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого необходимы ряд условий.

Прежде всего, говорить о возврате капиталов можно будет только после того, как будет изменен налоговый режим. Смягчение налогового режима является необходимым условием для репатриации капиталов. Нужно создать в стране такие условия, чтобы деньгам было выгодно работать внутри страны.

Немаловажной также является политика государства по поводу экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические нарушения, сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с «отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена исполнителей на руководство преступной организации.

Термин «отмывание» денег впервые употребляется в начале 80-х годов в США в связи с ростом незаконной торговли наркотиками и доходов от нее и обозначает процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в легальные («белые») деньги.

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной Деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются: