В настоящее время все вексельные уставы могут быть сведены к двум типам: французскому Code de commerce, и общегерманскому вексельному уставу. Французкий тип имеет более совершенную законодательную технику и преобладал до начала 20 века, но впоследствии был вытеснен германским, который лег в основу закона, принятого на Женевской вексельной конвенции в 1930г. Формально к Женевской конвенции присоединился и СССР, принявший “Положение о переводном и простом векселе” (постановление ЦИК и СНК СССР от 07.03.1937 №104/1341). Англо-американское вексельное законодательство также относится к германскому типу, но оно не вполне отделяет вексельное обязательство от тех материальных отношений, из и для которых оно состоялось, хотя и допускает векселя на предъявителя. Таким образом некотрые различия в частностях вексельного права не позволяют векселю стать универссальным платежным средством в мировой торговле.
В настоящее время действует международная Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе, присоединение к которой СССР состоялось 25.11,36г. Постановлением от 07.08.37г. 104/1341. Центральный исполнительный коммитет и Совет народных комиссаров СССР ввели в действие Положение о переводном и простом векселе, основанное на указанной Конвенции. В целях совершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его эффективности Президиум Верховного Совета РСФСР 24.06.91г. принял постановление М1451-1 “О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР”, согласно которому до введения законодательства РСФСР о вексельном праве на территории РФ применяется Положение о переводном и простом векселе, а также иные, связанные с этим Положением, законодательные акты СССР в части, не противоречащей данному постановлению, постановление Правительства РФ от 26.09.94 М1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения” и ГК РФ.
Правительством РФ, Банком России и Минфином России в течение 1994-95гг. приняты отдельные нормативные документы, регулирующие обращение векселей в хозяйственном обороте.
Подобная множественность нормативных документов, с одной стороны, осложняет деятельность участников вексельного обращения, подрывает доверие к векселю как надежному финансовому инструменту, создает условия для различного рода злоупотреблений, а с другой, затрудняет переход к свободной конвертируемости рубля, декларируемой ЦБ РФ, и осуществление государственных контрольных функции. Сильные стороны векселя должны основываться на вексельном праве, обеспечиваемом единым государственным законодательством, не противоречащем положениям вексельного права, принятым мировым сообществом. Поэтому необходимо принятие вексельного законодательства, базируещегося на мировом опыте правового регулирования вексельного обращения, а также на обобщении отечественной практики.
Подготовленно несколько вариантов проектов законов РФ о векселях, разработанных представителями Центробанка, Минфина, ГНС, Минюста, Минэкономики, Нотариальной палаты. Помимо того подготовлены соответствующие проекты “Банковским деловым центром”, а также Международным институтом развития правовой экономики.
В Государственной Думе находится на рассмотрении один из вариантов законопроекта “О переводном и простом векселе”.
При принятии вексельного закона следует иметь в виду ряд следующих положении:
1. необходимо решить вопрос о правомерности и обоснованности принятия в законе РФ норм, выходящих за рамки Единообразного вексельного закона, принятого Женевской конвенцией 1930г. (например по бездокументарным векселям);
2. изучить целесообразность и возможность использования в российском вексельном законодательстве некотрых норм англо-американского права, которое предоставляет более либеральные условия для участников вексельного оборота;
3. учесть правовое регулирование и опыт вексельного обращения в дореволюционной России, в период НЭПа, а также в последние годы. Например, существует опыт использования векселя в качестве инструмента расчетов и кредитования, придающего собственным оборотным средствам предприятий мобильность заемных средств, обеспечивающего генерирование расчетных средств в соответствии с потребностями хозяйственного оборота реального сектора и увязку банковского кредитования (через учет векселей) с хозяйственным оборотом.
В случае принятия Федерального закона “О переводном и простом векселе” он будет первым законодательным актом прямого действия, регулирующим обращение векселей в хозяйстве.
Между тем, в нашей экономике использование векселя, отражающего реальные товарные сделки, учет и переучет векселей должного развития не получают. Вместо нормального вексельного обращения и вексельного кредита мы имеем различного рода суррогаты, именуемые векселями, Это векселя банков, крупных компаний топливно-энергетического и сырьевого комплексов.
Векселя, эмитируемые банками и пускаемые ими в оборот через кредитование клиентов, являются, по существу, частными банкнотами с ограниченным применением, нарушающими монополию Центробанка на эмиссию денег. А векселя небольших банков зачастую являются лишь средством обналичивания денег и ухода от налогового бремени. Вместо максимальной экономии платежных средств такие векселя только засоряют каналы обращения.
Векселя, эмитированные крупными компаниями, представляют собой разновидность “товарных денег”, что ведет к переполнению каналов денежного обращения денежными суррогатами и способствует инфляции.
Кризис платежей в базовых отраслях народного хозяйства
Статистические данные свидетельствуют об ухудшении структуры и продолжающемся росте общей задолженности предприятий, суммарно превысившей 150 трлн. рублей к началу 1996 года. Иллюстрацией могут служить данные по топливно-энергетическому комплексу страны (по материалам коллегии Минтопэнерго России от 21.02.96 г., протокол Г* 3).
В целом по промышленности ТЭК дебиторская задолженность выросла с 51,8 трлн. рублей на 1 февраля 1995 г. до 111,4 трлн. рублей на 1 января 1996 г. (или более чем в 2 раза), что оказало дестабилизирующее влияние на все сферы финансовой, производственной и инвестиционной деятельности предприятии комплекса. Кредиторская задолженность за этот период выросла в 2,3 раза, в том числе по платежам в федеральный бюджет в 2 раза. Задолженность по выплате заработной платы в промышленности после 1 сентября 1995 г. выросла в 2,1 раза, в том числе в нефтяной промышленности - в 3,5 раза. На 1 января 1996 г. она достигла в промышленности 2,7 трлн. рублей, что усилило социальную напряженность в трудовых коллективах, особенно в угольной отрасли.
Из-за неплатежей потребителей и задержки выделения Минфином России предусмотренных в федеральном бюджете средств на подготовку к зиме не были созданы в необходимых объемах сезонные запасы топлива, а в ряде регионов эта работа была сорвана. Из-за дефицита топлива энергетические предприятия вынуждены систематически вводить ограничения потребителей, а единая энергосистема страны из-за пониженной частоты тока нередко функционирует на грани аварийного режима.
В результате практически во всех отраслях нарушены процессы воспроизводства по подготовке сырьевой базы, строительству и вводу в действие новых предприятии и мощностей, ремонту и реконструкции действующих объектов.
Применяемые в настоящее время в народном хозяйстве схемы расшивки платежей недостаточно эффективны, зачастую используют малоликвидные и необеспеченные расчетно-платежные инструменты, иногда маскируют финансовые спекуляции и при высоком уровне инфляции, общем дефиците бюджета, несогласованности действий смежных отраслей не предотвращают, а лишь замедляют рост общей задолженности. Механизмы погашения взаимных задолженностей предприятий путем переуступки долга и натурального обмена (бартера) чрезвычайно трудоемки и зачастую неработоспособны при количестве участников более 4-5. Ввиду отсутствия реальных платежных средств они не активизируют операции с использованием наличных денег (заработная плата, расчеты с бюджетом), их инициативный характер не позволяет корректно прогнозировать движение денежных средств в отрасли или регионе.
Правительство Российской Федерации неоднократно отмечало, что, несмотря на принятые меры по созданию рыночных механизмов государственного управления экономикой и оздоровлению экономической ситуации, финансовое состояние базовых отраслей народного хозяйства остается напряженным. Недостаточен объем денежных средств, направляемых на производственные инвестиции, недопустимо медленно формируется вторичный рынок ценных бумаг - один из важнейших механизмов перераспределения и концентрации инвестиционных ресурсов, увеличивается взаимная задолженность предприятий между собой и перед бюджетами различных уровней. В отличие от государственных, медленно развивается рынок частных (корпоративных) долговых обязательств.
Опыт достаточно эффективной расшивки неплатежей накоплен рыночными финансовыми структурами, использующими обращение векселей. Однако они не обладают единством принципов управления и контроля и масштабом государственного подхода, в большинстве своем не имеют встроенных механизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения необеспеченных векселей. Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые скандалы с векселями "Сибирьэнерго", Акцептного Дома "ЕЭС" и других эмитентов.