Смекни!
smekni.com

Субстантивные определения в повести Паустовского О жизни (стр. 1 из 22)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………с.4

§1. Определение как второстепенный член предложения

§2. Признаки определения как второстепенного члена предложения

§3. Разновидности определений в русском языке с точки зрения связи с определяемым словом

§4. Разновидности определений с точки зрения предикативности

§5. Обзор литературы о несогласованных определениях и приложениях

§6. Роль субстантивных определений в речи

§7. Задачи работы. Материал для исследования

§8. Место «Повести о жизни» в творчестве Г.К. Паустовского

§9. Цель и методы исследования

ГЛАВА І. Анализ несогласованных субстантивных определений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского…………………………………с.22

§1. Определения, выраженные одиночными падежными и предложно-падежными формами

§2. Определения, выраженные субстантивными словосочетаниями

§3. Позиции необособленных и обособленных субстантивных определений

§4. Морфологическая характеристика субстантивных несогласованных определений

§5. Двучленные и многочленные сочинительные ряды субстантивных несогласованных определений

§6. Смешанные сочинительные ряды субстантивных определений, выраженных управляемыми несогласованными определениями и приложениями

§7. Тематическая характеристика определяемых слов – нарицательных и собственных имен

§8. Роль несогласованных субстантивных определений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского

ГЛАВА ІІ. Анализ приложений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского……………………………………………………………..................с.42

§1. Соотношение согласованных и примыкающих приложений

§2. Одиночные необособленные и обособленные согласованные приложения и их позиция

§3. Распространенные обособленные и необособленные приложения и их позиция

§4. Нарицательные и собственные имена как согласованные приложения. Семантика нарицательных приложений

§5. Двучленные и многочленные сочинительные ряды приложений

§6. Ряды определений, выраженные приложениями и несогласованными определениями

§7. Семантическая характеристика определяемых слов – имен собственных и нарицательных

§8. Семантическая принадлежность примыкающих несогласованных приложений

§9. Способы включения несогласованных приложений в текст

§10. Роль приложений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского

§11. Приложения с союзом «как» в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского

ГЛАВА ІІІ. Роль необособленных и обособленных субстантивных определений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского…………………с.65

§1. Функции необособленных субстантивных определений в«Повести о жизни» К.Г. Паустовского, выраженных одиночными словоформами и словосочетаниями, включающими: а) нарицательные субстантивы; б) собственные субстантивы

§2. Функции обособленных субстантивных определений в«Повести о жизни» К.Г. Паустовского, выраженных одиночными словоформами и словосочетаниями, включающими: а) нарицательные субстантивы; б) собственные субстантивы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….с.83

§1. Виды субстантивных определений в«Повести о жизни» К.Г. Паустовского

§2. Субстантивные определения в позиции обособления и без него

§3. Одиночные субстантивные определения и их сочинительные ряды

§4. Роль субстантивных определений в«Повести о жизни» К.Г. Паустовского

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..с.85

Таблица 1. Типы несогласованных определений в«Повести о жизни» К.Г. Паустовского

Таблица 2. Типы приложений в«Повести о жизни» К.Г. Паустовского

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...с.86

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Определение как второстепенный член предложения

В истории русской грамматики вопрос об определении как об одном из членов предложения далеко не нов и имел различные решения.

Как известно, в качестве основных направлений учения о второстепенных членах предложения выделялось два: рассмотрение второстепенных членов по значению и по виду синтаксической связи с другими словами. И в том и в другом случае в качестве второстепенных членов выделяются определения, дополнения и обстоятельства. Но один и тот же член предложения при разных подходах к классификации определяется по-разному, так как основания для выделения принимаются разные.

Различный подход при выделении второстепенных членов предложения можно продемонстрировать на следующем примере. В словосочетании дом отца слово отца является определением, если оно рассматривается по значению или по функции, которую оно выполняет по отношению к слову дом. Но это же слово будет считаться дополнением в случае, если учитывается лишь характер синтаксической связи с существительным дом. Эти два направления в учении о второстепенных членах предложения получили названия формального (классификация по характеру синтаксической связи) и логического (классификация по значению).

Начало логического направления в учении о второстепенных членах предложения было положено в трудах А.Х.Востокова и Н.И.Греча. У них и появляются термины «дополнение» и «определение». Особенностью данного учения являлось то, что в разряд определений включались также члены предложения, которые в современной грамматике определяются как обстоятельства.

А.А.Потебня видел основу для правильного понимания второстепенных членов предложения «в синтезе их значения и синтаксического употребления»[1]. С его точки зрения, невозможно понять грамматическую структуру предложения без понятия второстепенных членов предложения и частей речи, так как «первое предполагает учет синтаксического употребления, а второе – лексико-морфологические средства выражения».[2] Так, определение, которое бывает и при глаголе (остался беден), и при существительном (бедный человек), ученый определяет в состав сказуемого. В сочетании такой добрый слово такой выступает, с его точки зрения, как определение к определению. Таким образом, определение второстепенных членов предложения только по значению представлялось А.А. Потебне несостоятельным.

Д.Н.Овсянико-Куликовский объединил логическую классификацию с формальной и ввел понятия фиктивного определения (дом сестры). Существительное в косвенных падежах при глаголе или имени он определяет как дополнение.

А.М.Пешковский в двух первых изданиях своего труда «Русский синтаксис в научном освещении» сохраняет термины «определение», «дополнение» и «обстоятельство», но вкладывает в них формальное содержание. Так, определение он рассматривает как согласуемое прилагательное, причастие или местоимение. Дополнение – это управляемое существительное, а обстоятельство – это примыкающее наречие, деепричастие или инфинитив. При характеристике членов предложения он учитывает прежде всего тип подчинительной связи, поэтому в последующих изданиях своего труда А.М.Пешковский отказывается от терминов «определение», «дополнение», «обстоятельство» и говорит о членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих. Таким образом, он определяет члены предложения как пришедшие в движение части речи.

Со временем было признано, что грамматика неразрывно связана с лексикой. В конкретных словосочетаниях и предложениях грамматические значения слов связаны с их лексическими значениями и потому однотипные в грамматическом отношении конструкции могут выполнять различные функции. Например, словосочетания говорить с человеком и говорить с волнением однотипны в грамматическом отношении, но имеют в своем составе слова, находящиеся в различных взаимоотношениях друг с другом, это связано с их лексическим значением. В результате и функции управляемых слов различны (с человеком в словосочетании говорить с человеком – дополнение; с волнением в словосочетании говорить с волнением - обстоятельство).

Таким образом, до 30-х годов 20-го века был распространен формально-грамматический принцип выделения членов предложения, т.е. члены предложения определялись по форме, было важно определить, к какой части речи слово относится; но впоследствии развилось логико-грамматическое направление, учитывающее прежде всего смысловые отношения слов. И уже затем обращалось внимание на то, к какой части речи относится слово.

На данный момент такой принцип деления членов предложения считается доминирующим. При этом очевидно, что существующая классификация имеет в некоторой степени условный характер. При определении синтаксической функции слова в предложении обязательно следует учитывать общее значение словосочетания, одним из компонентов которого данное слово является. Данная классификация допускает появление синкретичных членов предложения, т.е. учитывается наличие у слова сразу нескольких значений (в одном предложении одно и то же слово может иметь признаки определения и дополнения одновременно).

«Грамматика русского языка» так трактует определение как второстепенный член предложения. Определение - «второстепенный член предложения, относящийся к члену предложения – слову с предметным значением (существительному, местоименному существительному, количественному числительному, а также к любому субстантивированному слову) и характеризующий называемый этим словом предмет со стороны его качества, признака или свойства»[3].

§ 2. Признаки определения как второстепенного члена предложения

Выше уже указывалось, что определение как второстепенный член предложения не входит в предикативную основу предложения, оно поясняет главные члены предложения или другие второстепенные члены, определение всегда зависит от определяемого слова.