Смекни!
smekni.com

Законодательное регулирование деятельности акционерных обществ (стр. 9 из 18)

По моему мнению, совет директоров должен нести главную ответственность за управление компании, осуществляя три основные функции: контроль за деятельностью администрации, назначение и консультирование исполнительного органа акционерного общества, рассмотрение и принятие важнейших (стратегических) корпоративных экономико-финансовых решений.

В настоящее время проблема функционирования совета директоров стала предметом пристального внимания и изучения. Как отмечает А. Тюрина, совет директоров, определяя приоритетные направления деятельности общества, осуществляет планирование деятельности, основываясь на ситуацию в экономике и действующее законодательство[44].

Практика показывает, что проводится решительная борьба с безынициативными советами, членство в которых рассматривается некоторыми директорами в качестве своеобразной синекуры. Разработаны новые правила практической работы и программы повышения квалификации членов совета.

2.3 Исполнительный орган акционерного общества

Оперативной работой фирмы руководит исполнительный орган, возглавляющий и реализующий весь производственно-хозяйственный процесс. Согласно п. 2 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах» к компетенции исполнительного органа акционерного общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью обществом, за исключением, в частности, вопросов, отнесённых к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Следует обратить внимание на то, что понятия «текущая деятельность» Закон «Об акционерных обществах» не определяет. Отмечу, что часть вопросов, перечисленных в статье 48 Закона «Об акционерных обществах», а именно вопрос о совершении крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, о приобретении и выкупе обществом размещенных акций и об участии в холдинговых компаниях и финансово-промышленных группах, относятся к неисключительной компетенции общего собрания акционеров.

В связи с этим возникает правомерный вопрос о том, вправе ли исполнительный орган принимать решения по этим вопросам. Кроме того, в п. 2 ст. 48 Закона «Об акционерных обществах» не упоминается ещё один вопрос, относящийся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, который может быть передан на решение совету Директоров, а именно: образование и досрочное прекращение полномочий исполнительного органа АО[45]. Акционеры могут сменить исполнительный орган только через решение совета директоров.

Как уже было отмечено, к компетенции правления акционерного общества, являющегося исполнительным органом управления, относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров[46]. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правление общества обладает остаточной компетенцией.

Следует отметить, что в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией). Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, осуществляет также функции председателя коллегиального органа и является членом совета директоров.

Проанализировав материал, посвящённый проблемам функционирования исполнительного органа правления акционерным обществом, можно в общем виде сформулировать задачи, стоящие перед ним, следующим образом:

1. Эффективное руководство акционерным обществом при личной экономической ответственности каждого его члена;

2. Регулярное информирование членов общества. Не реже, чем один раз в квартал составляется сообщение о ходе финансово-хозяйственной деятельности об экономическом положении общества и передается в контрольный совет (совет директоров);

3. Составление отчёта за истекший финансовый год и отчёта для инспектора-контролера;

4. Разработка предложений по рациональному использованию балансовой прибыли акционерного общества с последующей их защитой на общем собрании;

5. Тщательное и добросовестное исполнение функций по управлению делами и финансами общества, а также поддержание конкурентоспособности на достаточном уровне.

В.К. Андреев обращает внимание также на то, что исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров[47].

Как уже отмечалось, единоличный исполнительный орган (директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе:

1. представляет его интересы;

2. совершает сделки;

3. утверждает штатное расписание;

4. издаёт приказы;

5. подготавливает и проводит заседания правления, подписывает протоколы заседаний.

Важное значение имеет то, что исполнительный орган (правление) управления обществом действует на основании принципа гласности. Состав правления АО и все изменения в составе вносятся в государственный реестр и публикуются в открытой печати. Каждый документ или заявление правления подписываются его членами. Фамилии членов правления публикуются в деловых газетах и циркулярных письмах. Деловая переписка подписывается председателем правления и его членами с указанием должностей.

Правление несёт ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное представление годового отчета, а также сведений, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации. Перед предоставлением для ознакомления акционерам и перед опубликованием достоверность всех документов должна быть подтверждена ревизором.

Правление получает фиксированную заработную плату, специально оговоренную уставом общества. Кроме того, правление участвует в распределении прибыли по итогам года, что, безусловно, стимулирует его экономическую заинтересованность. Член правления не может быть досрочно освобождён от своих обязанностей, иначе как в соответствии с условиями заключённого с ним контракта[48].

Число членов коллегиального исполнительного органа Законом «Об акционерных обществах» не определено и может быть указано в уставе акционерного общества. Отмечу, что каких-либо особых требований к физическим лицам, входящим в состав исполнительного органа, данный закон не предъявляет. Не существует препятствий для включения в устав акционерного общества конкретных требований к лицам, избираемым в состав коллегиального органа или на должность единоличного исполнительного органа.

Закон не требует, чтобы лица, входящие в исполнительный орган, являлись акционерами данного общества. С этими лицами от имени акционерного общества председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иной уполномоченный подписывает договор, который по своей природе является трудовым договором.

Действие законодательства РФ о труде распространяется на отношения между обществом и лицами исполнительного органа в части, не противоречащей Закону «Об акционерных обществах». Следовательно, гарантии, предоставляемые работнику нормами трудового законодательства, здесь действуют не в полной мере.

Данную точку зрения поддерживает Н. Кондратов, считающий, что на отношения между акционерным обществом и единоличным исполнительным органом общества действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Закона об акционерных обществах, а общее собрание акционеров (или совет директоров акционерного общества) вправе в любое время расторгнуть договор с единоличным исполнительным органом общества[49].

В договоре может быть указан срок, на который лицо избирается в исполнительный орган, однако возможно заключение договора и без указания срока. Общее собрание акционеров, а если это предусмотрено уставом - совет директоров, вправе в любое время расторгнуть договор. Основания для расторжения такого договора в Законе «Об акционерных обществах» не приводятся.

Исходя из общих принципов российского законодательства и закреплённого в Конституции РФ права на труд такое решение вряд ли можно признать правильным. Следует полагать, что при несогласии с расторжением договора заинтересованное лицо вправе искать защиты своих прав в судебных органах.

Исходя из данного судебного акта, можно сделать вывод, что общее собрание акционеров не может в любое время расторгнуть контракт с директором общества, хотя это право предусмотрено ч. 4 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах», если эта возможность прямо не предусмотрена контрактом как основание расторжения трудового договора[50]. Здесь явно прослеживается приоритет трудового законодательства над акционерным правом.

Такая же ситуация складывается и при заключении директором сделок от имени акционерного общества с превышением своих полномочий. Здесь суды исходят из того, что контракт с директором общества должен содержать чёткий и исчерпывающий перечень его полномочий, в противном случае, сделка, заключённая с превышением полномочий, признается действительной. Закон «Об акционерных обществах» содержит положение о том, что полномочия директора должны быть полно определены в законе и уставе общества. В связи с этим потенциальные контрагенты должны, в первую очередь, знакомиться с положениями устава и только потом с условиями контракта.

Представляется, что данный подход судебной практики не совсем правилен. Контракт, заключаемый с директором общества, должен регламентировать лишь те отношения, которые складываются внутри акционерного общества, то есть между собственно обществом и его директором, и ни в коей мере не должен ущемлять права акционерного общества вовне. Поскольку исполнительный директор является одним из органов акционерного общества и его функцией является осуществление представительства и защиты интересов общества в отношениях со всеми другими субъектами гражданско-правовых отношений, то приоритет, в первую очередь, должен отдаваться интересам акционерного общества, а не отдельной личности директора.