Смекни!
smekni.com

Орехово-Зуево (стр. 9 из 11)

Аналогичная участь постигла и старейший торговый дом «Вогай и Ко», основанный еще в 1859г. Не спасло даже то, что совладельцы торгового дома Мориц и Гуго Марк приняли российское подданство сразу после начала войны, а для организации лазарета в Москве фирма пожертвовала 900 тыс. рублей. Все оказалось напрасно. В 1916г. был установлен правительственный контроль за всеми финансовыми операциями фирмы.

Война, погром, всеобщее ожесточение привели к тому, что российское правительство вынуждено было пересмотреть законодательные акты в отношении германских и австро-венгерских подданных. Если на первом этапе военных действий меры сводились к установлению имущественных ограничений и правительственного контроля, то в середине 1915г. вышли законы о ликвидации всех торговых предприятий с участием немецкого капитала.

В разных частях России были созданы прецеденты лишения частной собственности по признаку происхождения, национальности и т.д. Позже, с приходом большевиков к власти, немецкие торгово-промышленные предприятия, впрочем, как и предприятия русскоязычных промышленников, будут национализированы. Экономическое взаимопроникновение России и Германии будет окончательно прервано.

Заключение.

Цивилизационные последствия русско-германских конфликтов в ХХ веке.

В годы Первой мировой войны многочисленные, еще со времен Петра I, общины немцев в Москве, Петрограде и других крупных городах России были ликвидированы. Из русских городов исчезли самые успешные, самые предприимчивые немецкие семьи, многие из которых столетиями трудились на благо нашей страны. О судьбе рядовых российский немцев в первые десятилетия Советской власти мы знаем мало, основная часть материала добыта из косвенных источников. Например, о московской немецкой колонии говорят документы Михайловской лютеранской общины и других евангелическо-лютеранских приходов города. Исчезли немецкие клубы, салоны и общества. Единственным местом, где встречались теперь люди, не видевшие друг друга порой месяцами, родственники и просто знакомые русские немцы, стали лютеранские церкви. Социальный состав прихожан, зарегистрированных в 1923 году при церкви Св.Михаила, таков, что 60% из них составляли люди пожилого возраста, в основном мещане.

Новая власть не церемонилась с последними «островками» немецкой культуры в России. Приходы закрывались, вытеснялись с принадлежащих им участков.

Декрет Совета народных комиссаров от 23 января 1918г. отделил церковь от государства. От церкви была отделена и школа. Все учебные заведения: государственные, частные и принадлежащие религиозным приходам (евангелические учебные заведения при немецких церквях) – с 1918г. перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.[141] Отмена преподавания Закона Божьего во всех школах лишает исследователя возможности выделения учеников по их вероисповеданию и, следовательно, по национальной принадлежности. В СССР существовали, конечно, национальные немецкие школы[142], но большинство учащихся там детей являлись уже членами семей германских рабочих, приехавших в СССР на заработки.[143] Эта волна приезжих из Германии вовсе не желала теперь выпячивать свое немецкое происхождение. Новая немецкая колония, несущая в себе, как раньше, традиции и культуру исторической родины, так и не возникла. Большинство немецкоязычных учеников и учениц со временем растворились в общей массе русскоязычных школ.[144]

Руководство общин Петропавловской и Михайловской церквей вынуждены заново заключать с новой властью договоры об аренде земли, которая до 1917 года являлась собственностью прихода. Но и поле этого власти не оставили их в покое. Уже в начале 1918 г. Союз домовых комитетов 2-го Басманного комиссариата распахал часть земли, принадлежащей Михайловской общине, под посадку картофеля.[145] В 1928г. церковь Св.Михаила будет снесена под знакомым нам со времен погромов 1915 года предлогом – «как очаг возможных диверсий и шпионажа».[146] На этом месте развернет свою работу Центральный аэродинамический государственный институт.

К середине 30-х годов наблюдается пик борьбы с лютеранскими приходами в России. Последовали многочисленные аресты священнослужителей, закрытие церквей.[147] С этого момента прихожане евангелическо-лютеранских церквей рассматривались исключительно как идеологические противники режима.

Вслед за изгнанием из страны немецкого капитала в период Первой мировой войны, последовало наступление на последние очаги немецкой духовной культуры в России. Советская власть «успешно справилась с поставленной задачей»: все лютеранские общины были уничтожены.

Последняя точка в многовековой истории плодотворных взаимоотношений немцев и русских была поставлена в сентябре 1941 г., когда вступило в силу специальное постановление Государственного комитета обороны СССР о депортации граждан немецкой национальности. Так, в русле выполнения этого постановления, 3524 человека, выявленных органами НКВД в Московской области, были вывезены 19 сентября 1941 г. в Карагандинскую область Казахской ССР.[148]

Национальный статус «немец» все последующие годы будет ассоциироваться в сознании советского человека с ужасным словом «фашизм». Фраза «Ты немец, ты фашист!» будет звучать как неразделимый фразеологический оборот, ругательство. Примеры военной и политической борьбы с германскими государствами в советской историографии отодвинут на второй план (а то и куда дальше) все то положительное, что дала немецкая культура русскому народу. Накопленный за годы Второй мировой войны опыт вражды приведет к тяжелой коллективной травматизации, которая станет определять сознание, мышление и поступки советского человека в отношении немцев. Об устойчивости этих образов говорит тот факт, что в 1960-е годы восклицание Михаила Ромма в фильме «Обыкновенный фашизм» «Но была и другая Германия!» звучало как откровение.

«Вирус» ксенофобии начал свою «мутацию» именно в период описанных выше всплесков ненависти к Германии и «внутренним немцам». «Штаммами» этого «вируса» в истории новой России являются неонацизм и антисемитизм, желание выслать подальше всех «черных» и мелкий обывательский шовинизм, «зачистки» продуктовых рынков от всесильной грузинской мафии и «зачистки» чеченских сел от мирных граждан. Именно усиление ксенофобских тенденций в современном российском обществе заставляют нас вновь и вновь извлекать из истории примеры трагедий, подобных немецкому погрому в 1915 г. Делать это необходимо. Возможно, кому-то опыт прошлого поможет вовремя опомниться.

Список использованной литературы

- Болдина Е.Г. Документы центрального исторического архива Москвы о немцах и немецких заведениях в Москве // Научно-информационный бюллетень, 1999, №2. С. 19 – 21.

- Боханов А.Н. Николай II. М., 1997. 480 с.

- Вашик К. Метаморфозы зла // Родина, 2002, № 10. С. 14-17.

- Гавлин М.Л. Немецкие предприниматели в Москве в 60-90-е гг. ХIХ в. (по материалам гильдейского налогообложения) // Немецкие предприниматели в Москве до 1917 года: Международная научная конференция: Тезисы докладов. М., 1998. С. 34-37.

- Гатагова Л. Хроника бесчинств // Родина, 2002, № 10. С. 18-23.

- Германские и австрийские фирмы в Москве на 1914 г.: Указатель австро-венгерских и германских торгово-промышленных и торговых фирм в Москве, а равно и тех русских фирм, в составе коих имеются австрийские и германские подданные, по данным Московских Купеческой и ремесленной управ на 1914 г. Издание Московского отдела Всероссийского Национального союза. М., 1914.

- Гумилев Н. Собр. Соч. в 4т. Т.4 – М., 1991. 503 с.

- Деннингхаус В. Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт (1491 – 1941). М., 2004. 504 с.

- Джунковский В.Ф. Воспоминания / Под ред. А,Л, Паниной. Т. 1-2. М., 1997. 680 с.

- Дневник императора Николая II. М., 1991. 566 с.

- Дякин В.С. Германские капиталы в России: электроиндустрия и электрический транспорт. Л., 1971. 232 с.

- Дякин В.С. Первая мировая война и мероприятия по ликвидации так называемого немецкого засилия. М., 1968. С. 227-238.

- Кирьянов Ю.И. «Майские беспорядки» 1915 г. в Москве // Вопросы истории, 1994, № 12. С. 137-150.

- Ленин В.И. ПСС.Т.26. С. 331.

- Липатов В. И севом богатым в карпатскую землю солдатские кости легли // Родина, 1993, № 3-4. С. 120.

- Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л., 1990. 413 с.

- Люкшин Д. Да за нашими бабами вьются // Родина, 2002, №10. С. 24-27.

- Меленберг А.А. Немцы в российской армии накануне Первой мировой войны. – Вопросы истории. 1998. № 10. С. 128-130.

- Непипович С.Г Генерал от инфантерии Н.Н. Янушкевич: Немецкую пакость уволить и без нежностей…: Депортации в России 1914-1918 гг. // Военно-исторический журнал, 1997, №1. С. 42-51.

- «Окончание с внутренними немцами». Русские письма после погромов 1915 года: перлюстрация мнений. – Независимая газета, 1998, 27 ноября.

- Олейников Д. Вы господа, не понимаете немца // Родина, 2002, № 10. С. 6-10.

- Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. Т. 1-2. М., 1992. 694 с.

- Поткина И.В. Чрезвычайное законодательство и судьба немецких фирм в Москве (1914 - 1917 гг.) // Немецкие предприниматели в Москве до 1917 года: Международная научная конференция в Москве: Тезисы докладов. М., 1998. С. 51-53.

- Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. – М., 1994. 317 с.

- Филиппова Т. Аспиды и готтентоты // Родина, 2002, № 10. С. 31-37.

- Харламов Н.П. Записки бюрократа: Борьба с немецким засилием во время русско-германской войны 1914-1916 гг. // Российская государственная библиотека, Отдел рукописей (ОРРГБ). Ф. 261. Кор. 20. Д. 6.

- Харламов Н.П. Избиение в Первопрестольной: Немецкий погром в Москве в мае 1915 года // Родина, 1993, № 8-9. С. 127-132.