Смекни!
smekni.com

настоящая диссертационная работа посвящена исследованию темы (стр. 4 из 14)

1.2.2. Педагогическая функция

Во все века считалось, что нежная колыбельная песня просто успокаивает ребёнка, отвлекает его, потому он и погружается в сон. Оказалось, что это совсем не так – колыбельная песня вызывает в мозгу ребёнка напряженную аналитическую работу. А. Н. Мартынова указала связь жанра колыбельной песни с заговорами от бессонницы, но одно из отличий колыбельных от заговора заключается, по мнению автора, в том, что колыбельная имеет воспитательную функцию (Мартынова А.Н., 1996).

"Колыбельные песни по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими народными жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста" (Мельников М.Н., 1987). Невзирая на свой небольшой объём, она всё же таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Одновременно с укачиванием опосредованно шло воспитание и расширение сознания ребёнка через колыбельную песню. Если кому-то пели в детстве колыбельные песни, то он, наверное помнит, как успокаивающе действовали на него их размеренный ритм, монотонная мелодия и наконец, просто звук родного голоса.

Научиться родной речи – процесс долгий и трудный. Мозг маленького человека должен запоминать слова, их значение и чередование в предложении. Именно колыбельные песни помогают в этом. Укачивая ребёнка, мать растягивает и акцентирует гласные. А это позволяет детям лучше усваивать фонетическую структуру речи, быстрее развивать языковые навыки. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Баю - баю - баюшки

Жил мужик на краешки

Он ни беден ни богат

У него семья ребят

У него семья ребят

Все по лавушкам сидят

Все по лавушкам сидят

Кашку с маслицем едят

Кашка масленая

Ложка крашеная

Ложка гнётся

Нос трясется

Душа радуется.

Колыбельные формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей.

Висит колыбель

На высоком крюку

Крюк золотой

Ремни бархатные

Клечки витые

Крюки золотые.

*** Ạ ... à ... ơi ... em tôi buồn ngủ buồn nghê

Buồn ăn cơm nếp, cháo kê, thịt gà

Buồn ăn bánh đúc, bánh đa

Củ từ, khoai nướng, xu xoa, bánh giò.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.

Вы коты коты коты

У вас серые хвосты

Вы коты коты коты

Принесите дремоты

Котя котенька - коток

.....

Уж ты котичек - коток

Не ходи ты в погребок

По сметанку по творог

Уж ты котик ты коток...

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль в открывании души навстречу поющему голосу. Поэтому интонация, слова, образы песни беспрепятственно проникают в душу ребенка, буквально пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку необязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. В дремотном состоянии в дремучей глубине его души, которая потом, когда он повзрослеет никогда не будет полностью доступна его собственному сознанию, угнездятся древние, целостные, мощные и емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, передающихся в народной традиции.

Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задаются социальные ориентиры, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими и старшими, со старшими и со святыми покровителями. И замечания, сделанные известным исследователем колыбельных песен, доктором филологических наук И. Карабулатовой, о том, что у сибирских народов именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому, вполне справедливо и по отношению к колыбельным песням других народов. Ведь считали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя колыбельную песню, мать кодирует сына или дочь на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Это обусловливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем (по Варгасовой Е.)

Баю - баюшки - бай - бай

Спи-ка Ваня засыпай

Поскорее вырастай

По работе привыкай

Тёте с мамой помогай.

Баю - баюшки - бай - бай

Когда вырастешь большой

Пойдешь в поле за сохой

Будешь жить поживать

Не лениться работать!

Баюшки - баю

Люлюшки - люлю!

Во вьетнамских колыбельных песнях ребёнку также задаётся жизненный опыт, общечеловеческие нравственные принципы и идеалы:

Ạ ... à ... ơi ... con ơi chưa nói đừng cười,

Chưa đi đã chạy là người vô duyên.

Ngậm cơm mà nói huyên thuyên,

Lời nghe không sạch lại hiềm khó coi

***

Ạ ... à ... ơi ... khôn ngoan nhờ đức cha ông

Làm nên phải nhớ tổ tông phụng thờ

Đạo làm con chớ hững hờ,

Phải đem chữ hiếu kính thờ cho nghiêm.

Chữ rằng mộc bổn thuỷ nguyên,

Làm người phải biết tổ tiên ông bà.

Một lòng thờ mẹ kính cha,

Cho tròn chữ hiếu mới là đạo con.

***

Dạy con cho biết cương thường,

Biết điều ăn ở, khôn ngoan hẳn hòi.

Gái trai thân đã ra đời,

Làm sao cho được ra người vẻ vang.

***

Nhiễu điều phủ lấy giá gương

Người trong một nước thì thương nhau cùng

Кроме того, в колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Ребёнку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку. Через колыбельную песню у ребёнка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в художественном слове и музыке.

Таким образом, колыбельная песня - это лирический рассказ об окружающем мире и начальные представления о жизни ребёнка. Она заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Особая ритмическая организация, спокойная интонация, приёмы уменьшения способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств ребёнка. Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес не только исследователей, собирателей фольклора, но и педагогов и воспитателей к ней.

1.2.3. Оздоровительная функция

Колыбельная песня является не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объём информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю оставшуюся жизнь, так утверждают медики.

По данным, опубликованным в авторитетном журнале «Итоги», №17, 2006 г., начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы №2 города Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта "Школа материнства и отцовства", в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6% детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003 - у 12,9, диарея - соответственно у 5,7 и 2,8, анемия - у 107,1 и 69,4%.

Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшение частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).
Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Например, педиатры отмечают увеличение лактации у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям.