Социо-культурное разделение проявлялось не только в отношении к религиям антиподам - мусульманской и православной христианской. Оно проявлялось еще и в формировании определенного социо-культурного пространства. Мусульманский анклав на Балканах есть классика преобразования территории и формирования анклава. У него есть критическая масса территории и населения. Есть своя территория с практически моно конфессиональным и моно этническим населением, и собственная буферная зона. Это не вполне тривиальный случай, когда анклав сформирован столь хорошо и в достаточно короткие исторические сроки.
Начиная с того времени, когда мусульманская СКС взяла курс на формирование анклавов в непосредственной близости от своего хоумленда и в стратегически важных для нее районах, начался процесс усложнения социо-культурного разнообразия на Балканах. До этого систематическую социо-культурную переработку вела только западная СКС в отношении сопредельных балканских территорий. С конца XIV века аналогичную политику повела мусульманская СКС. Сербы и албанцы на Балканах есть представители различных социо-культурных типов. И дело не только в конфессиональной разнице. Различие более глубокое. Албанцы сформированы как мусульманская община-анклав.
Из этого вытекает следствие - мусульманский анклав на Балканах имеет сложную пространственную структуру. Она включает пространство мусульманского хоумленда. Его практически полностью занимает современное государство Албания и буферную зону. Она распространяется на сопредельные с Албанией территории. Это, прежде всего ареалы компактного проживания албанцев в современных Монтенегро, Косово, Македонии.
Если приемлема идея формирования сложной пространственной структуру мусульманского анклава, то становится и вполне очевидной тенденция на ее сохранение. В истории социо-культурного освоения территорий более нормальным является сохранение сложной структуры пространства, чем ее упрощения за счет включения в пределы государственного контроля всех территорий с достаточным проживанием титульного народа и их последующей социо-культурной переработки. Это имеет место только в случаях с СКС. На Балканах ничего подобного быть не может.
Фактически это означает, что современная Албания ни в коей мере не будет претендовать на расширение своих границ и реальное включение Косово и прочих районов компактного проживания албанцев в рамки нового государства, скажем "Великой Албании". Декларации такого рода могут делаться, но реальные шаги делаться не будут. Гораздо более разумной является структура, при которой значительное количество албанцев, ставящих рекорды фертильности, проживает за пределами государства Албания, и имеют возможность практически беспрепятственно контактировать с основной албанской территорией в критические периоды. Такое положение сохранится и на перспективу.
Причины стабильности данного положения следует искать в сути мусульманского анклава на Балканах. Он был сформирован не для того, чтобы отвоевать для мусульманской СКС еще клочок неудобной для проживания земли. Такой проблемы никогда в мусульманской СКС не стояло. Земель было очень много, тем более неудобных для использования земель. Анклав был сформирован для того, чтобы улучшить позиции мусульманской СКС в борьбе с ее извечным врагом - западной СКС. То есть, анклав должен иметь конфликтную структуру по своей сути. Он должен быть генератором конфликтов. В этой связи наиболее гармоничной является структура следующего типа.
Для нее характерно следующее:
· Ареал устойчивого расселения албанцев присутствует далеко за пределами албанского государства;
· сколь угодно значительное расширение государственных албанских границ не изменит несовпадения ареала этнического расселения албанцев и государственных границ Албании;
· упорное нежелание албанцев подчиняться властям сопредельных балканских стран, и в частности регистрироваться, есть гарантия возможности активных и неявных миграций в соседние с Албанией районы. Это не составляет особых проблем и может быть проделано в очень короткие сроки;
· при существующей структуре организации пространства Балкан, силе и реальной защищенности мусульманского анклава, любой передел государственных границ в этом регионе не решает проблем и не снижает конфликтности региона. Косово можно присоединить к Албании. Это ничего не изменит. Моментально в нужный момент будет активирован другой очаг потенциального конфликта. Например, в Македонии, Монтенегро или Боснии;
· у балканской буферной зоны, непосредственный выход есть только на западную СКС. От всех остальных СКС она отделена иными буферными зонами. Именно западная СКС становится основной жертвой активизации конфликта связанного с албанским населением Балкан;
· в сочетании с сербами, мусульмане могут выступать катализатором балканских конфликтов общего регионального уровня. Стоит начать конфликт в одном месте, и волна конфликтности раскатывается по различным частям Балкан. Присутствие в них мусульман совершенно не обязательно;
· активация балканского мусульманского анклава дает великолепную возможность опосредованного и очень эффективного негативного воздействия на западную СКС со стороны мусульманской СКС.
Из сказанного следует, что ареал расселения албанцев и мусульман в целом на Балканах не случаен. Это закономерный результат строго определенного формирования мусульманского анклава. Он ориентирован на потрясения. Анклавы формируются не столько для освоения нового пространства, сколько для борьбы с врагами. В площадном выражении они занимают ничтожное место в пределах любой СКС, но играют важную социо-культурную роль.
Снижение конфликтности анклава не является значимой задачей. Скорее такой задачи вообще нет. Анклав - подобен боксеру. Получая удары по различным частям тела, он зарабатывает себе на жизнь. Мусульманский анклав на Балканах - социо-культурный боксер. Он представляет команду мусульманской СКС.
Для понимания формирования мусульманского анклава на Балканах нужно отказаться от примитивной терминологии в отношении Османской империи и мусульманского мира в целом. Нужно категорически отказаться от понимания мусульман как "врагов цивилизованного мира" и перейти к пониманию мусульманской СКС как одной из восьми СКС. Мусульманский анклав на Балканах - ее порождение. Понимание этого анклава, необходимо, прежде всего, с точки зрения мусульманской СКС.
НАСЕЛЕНИЕ БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Приведем некоторые данные, характеризующие население современных балканских государств. Мы пользовались различными источниками, в том числи экспертными оценками журналистов, специалистов по Балканам, данными всевозможных международных организаций. Естественно, использовались и работы балканских авторов. При этом мы понимаем, что у некоторых авторов есть свои корыстные идеологические и националистические интересы, которые порой влияют на приводимые демографические данные самым причудливым образом [xv].
Следует уточнить, что данные по населению балканских государств носят оценочный характер. Если бы по причине лжи рос нос (как у Буратино, в оригинальной версии этой сказки), то у статистиков были бы самые длинные в мире носы. Мы не хотим деформировать свое лицо и даем только те цифры, в которых уверены. В некоторых случаях к ним приводятся комментарии. При этом мы избегаем точных цифр и предпочитаем говорить о порядке. Точные цифры применительно к современным Балканам категорически неприменимы. В ряде случаев они могут отражать реалии. Но в этом никогда нет уверенности. Данные приводятся на 1999 год.
Словения | Хорватия | Босния и Герцеговина | Югославия (Сербия и Монтенегро) | Македония | Албания |
Общая численность населения составляет немногим более 2 000 000 человек. | Общая численность населения составляет около 5 000 000 человек. | Теоретически общая численность населения может составлять около 5 000 000 человек. Но реальную цифру населения скорее не знает никто. Причина в том, что значительная часть населения стала вынужденными мигрантами. | Общая численность населения составляет около 11 000 000 человек. Цифра может быть не вполне корректной, так как невозможно учесть албанское население Косово, составляющее, вероятно около 1 500 000 человек. | Общая численность населения составляет около 2 300 000 человек. Периодически имеет место возрастание численности населения за счет албанцев Косово. Цифра может вырастать на 400 000 и более. | Общая численность населения составляет около 3 500 000 человек. Цифра может быть не вполне корректной по причине миграций албанцев из Косово. |
Фертильность (количество детей на одну женщину):1.5 | Фертильность (количество детей на одну женщину):1.5 | Фертильность (количество детей на одну женщину):1.5 | Фертильность (количество детей на одну женщину):1.3Типичный усредненный показатель температуры по больнице. | Фертильность (количество детей на одну женщину):2 | Фертильность (количество детей на одну женщину):2.85 |
Детская смертность:8.6 смертей /1,000 живых рождений | Детская смертность:9.2 смертей /1,000 живых рождений | Детская смертность:15 смертей /1,000 живых рождений | Детская смертность:9 смертей /1,000 живых рождений | Детская смертность:30 смертей /1,000 живых рождений | Детская смертность:32 смертей /1,000 живых рождений |
Национальный состав:Словены 91%, хорваты 3%, сербы 2%, албанцы 1%, другие 3% | Национальный состав:Хорваты 78%, сербы 12%, албанцы 0.9%, венгры 0.5%, словенцы 0.5%, другие 8.1% | Национальный состав:Албанцы 44%, сербы 31%, хорваты 17%, другие 8% | Национальный состав:Сербы 63%, албанцы 14%, черногорцы 6%, венгры 4%, другие 13% | Национальный состав:Македонцы 67%, албанцы 21%, турки 4%, сербы 2%, другие 6% | Национальный состав: Албанцы 90%, греки 8%, другие 2% (цыгане, сербы, болгары) |
Религии:Католическая 96% (включая 2% униатскую церковь), мусульманская 1%, другие 3% | Религии:католическая 76.5%, православная 11.1%, мусульманская у славян 1.2%, протестантская 1.4%, другие 9.8% | Религии:Мусульманская 40%, православная 31%, католическая 15%, протестантская 4%, другие 10% | Религии: православная 65%, мусульманская 19%, католическая 4%, протестантская 1%, другие 11% | Религии:Православная 59%, мусульманская 26%, католическая 4%, протестантская 1%, другие 10% | Религии: мусульманская 70%, греческая православная 20%, католическая 10% |
Языки:Словенский 91%, сербскохорватский 7%, другие 2% | Языки:Сербскохорватский 96%, другие 4% | Языки: сербскохорватский 99% | Языки: сербскохорватский 95%, албанский 5% | Языки:Македонский 70%, албанский 21%, турецкий 3%, сербскохорватский 3%, другие 3% | Языки: албанский 99%, 1% греческий |
Столица: Любляна | Столица: Загреб | Столица: Сараево | Столица: Белград | Столица: Скопье | Столица: Тирана |
Еще раз подчеркиваем, данные являются нашей оценкой, составленной на основании анализа ситуации в балканских государствах на протяжении всего периода текущего конфликта. Краткий анализ приведенных данных.