То есть, бедность албанского населения есть важное условие сохранения его социо-культурного стандарта. Это стандарт мусульманской СКС. Это не бедность в буквальном смысле. Это просто иной стандарт отношения к личным материальным ценностям. Равно как и отношение к миграциям, и модели поведения в целом.
Из сказанного, по поводу уклонения албанского населения от регистрации в пределах СФРЮ и многого другого можно сделать вывод о том, что именно албанское население, проживающее за пределами Албании, является основным источником конфликта. Оно объективно провоцирует конфликты самим фактом и формой своего существования.
Мусульманский анклав на Балканах может использоваться не только мусульманской СКС. Активное выступление НАТО на стороне албанского населения Косово есть только повод для того, чтобы уничтожить производительные силы Сербии. Для их уничтожения нужно иметь реально хороший повод. Воспользовались косовскими албанцами и провели массированные бомбежки сербских территорий. Албанцы в данном случае не причем. Они есть только повод. Их никто не собирается защищать. Они могли игнорироваться НАТО и всеми “цивилизованными” странами на протяжении длительного времени. Но когда нужно провести массированную акцию против некого балканского государства или этнической группы, то проще всего пользоваться именно этим поводом. Он всегда готов к активизации.
В терминах теории СКС феномен косовских албанцев объясняется буферным типом данного пространства и особенностями функционирования мусульманских анклавов в целом. Некая сложная выразимая виртуальность их базисного населения в высшей степени характерна для многих мусульманских анклавов. Сколько в них населения понять сложно всегда, не только в случае с Косово. Это во многом общее положение.
Для теории СКС весьма важным и индикативным представляется то, что в Косово проживало большое количество цыган. Эти давние выходцы из Индии, географы по образу жизни. Они очень тонко чувствуют пространство и определяют для своей относительно устойчивой концентрации места с наиболее удачными позиционными характеристиками. Есть определенная корреляция стабильных цыганских мест расселения и буферных зон. Идеальный цыганский выбор определяется возможностями передвижений по территории. Красота места, жизненный стандарт и прочее не играют никакой роли. Важны только позиционные характеристики. Это интересный и малоизученный феномен.
Например, в Крыму местом значимой концентрации цыган является Джанкой. Город в высшей степени неинтересный, но имеющий идеальные транспортные характеристики. В Косово традиционно проживало большое количество цыган. Этот феномен не должен игнорироваться.
Игнорирование факта неисчислимости албанского населения интересен в том плане, что он не поддается объяснению. С точки зрения существовавших концепций, идеологических конструкций, в социалистическом государстве не должно было быть такого рода феномена. Объяснить его нет возможности. В практическом плане с албанцами ничего не сделаешь. Поэтому социалистическая идеология закрывала на него глаза. В европейском государстве не должно было быть такого рода феномена. Западные идеологические конструкции не могли удовлетворительно объяснить его. Поэтому игнорировали странное явление в течение долгого времени.
Самоотказ от регистрации албанского населения СФРЮ и генерирование непомерно высоких показателей фертильности албанского населения, которое приближается к индийским показателям в этой весьма консервативной сфере человеческой деятельности, есть часть действия стандарта мусульманского социо-культурного анклава. Анклав создавался для борьбы и дестабилизации положения на Балканах. Борьба велась по заказу мусульманской СКС. Косово было и есть буферной конфликтной зоной, и именно поэтому здесь категорически уклонялись от проведения регистрации населения. В случае необходимости, его численность могла резко и быстро сократиться или вырасти. Очень важна и потенциальная возможность подмены населения. Ушли одни - вернулись другие. Подмену значительной части населения можно проделать в течение 5 - 7 дней.
Численность албанского населения Косово действительно может очень сильно различаться. В зависимости от ситуации край может иметь численность населения, которая различается драматически. Это связано с его сообщением между Албанией и иными сопредельными государствами. Это связано и с готовностью населения, при неблагоприятной ситуации, пуститься в массовые миграции за пределы своего района проживания. Готовность к такого рода миграциям есть важная особенность населения буферных зон. Временная миграция за пределы Косово в сопредельную территорию не есть нечто экстраординарное. Вне зависимости от того, о каком государстве идет речь, районы компактного проживания албанцев воспринимаются ими как своя территория. Это весьма типично для мусульманского восприятия мира и его отношения к государственным границам. “Дом - место где мы живем в данный момент”.
Существенно, что такого рода готовность к миграциям потенциально ведет к драматическим преобразованиям в половозрастной структуре албанского населения Косово. Ушли одни люди – определенная половая и возрастная структура. Через пару месяцев возвращается, может быть и то же количество населения. Но иного возраста и пола. Естественно, нет корректной статистики. В данном случае нужно было бы проводить эмпирические обследования населения Косово. Это никто не делает, все решают только политические проблемы. Но, по аналогии с иными районами мусульманского мира и в соответствии с функциями мусульманского анклава, можно допустить реалистичность такого “мутационного” варианта мобильности албанцев проживающих за пределами Албании. Это заложено в сути данного населения по его социо-культурному определению.
Данная модель поведения сохранится и на перспективу. Она не есть нечто случайное и связанное только с притеснениями албанцев со стороны Белграда. Это совершенно несерьезная причина, тем более что реальных притеснений на протяжении длительного периода времени не было, а модель поведения проявлялась в полной мере. Такой вариант, при котором в непосредственной близости от албанской государственной границы проживает неопределенное количество очень мобильного албанского населения, есть норма Балкан. Это население есть “плавающая конфликтная точка”. Она может дестабилизировать положение на значительной площади региона, легко и быстро породить новый виток балканского кризиса. Актуализация этой возможности будет иметь место тогда, когда возникнет потребность мусульманской или западной СКС.
Фертильность
В показателях фертильности отметим несколько важных и интересных пунктов. Но начнем с прогноза. Есть основания считать, что некоторые народы Балкан отреагируют на текущий кризис послевоенным бэби-бумом. Это в частности может произойти у сербов. Причины чисто националистического плана. При этом не существенно, что сербское государство не сможет предоставить социальные гарантии для своих многодетных семей. Это реально не играет никакой роли. Вспышки рождаемости как ответ на определенные социо-культурные процессы и события имеют более давнюю историю, чем система государственного социального обеспечения. Это специальная тема, но было бы интересно проследить особенности становления такого явления как бэби-бум с его весьма ранних стадий. Для этого нужна программа систематических эмпирических обследований сербского населения. Дело не должно сводиться только к официально государственной статистике. Она, в случае с населением государства Югославия, может носить сильно усредненный характер. Исключительно важно проследить особенности демографической политики различных групп сербского населения. В частности потенциальное различие в демографическом поведении сербов беженцев из иных районов Балкан и сербов, стабильно проживающих в пределах сербского хоумленда.
Особая и очень интересная история связана с рекордными показателями фертильности у косовских албанцев. Косово давало беспримерно высокие показатели рождаемости. Вероятно, на европейском континенте был поставлен всевременной рекорд рождаемости. Со временем палеолита скорее ничего подобного места не имело. На одну албанскую женщину приходилось 5 - 6 детей. Точные данные привести нет возможности, поскольку источники сильно противоречат друг другу. Даже подсчет младенцев в Косово становится политическим делом.
Причины рекордной фертильности косовских албанцев анализируются мало и плохо. Если бы ученые, которые не проявили своего профессионального уровня и не смогли справиться со своими научными задачами, уходили в отставку, то албанский бэби-бум обескровил бы научное сообщество в демографии, социологии и некоторых иных областях. Удовлетворительного объяснения этого феномена нет и, похоже, мало кто ориентирован на его серьезное изучение.
С точки зрения, теории СКС такого рода феномен есть явление относительно тривиальное. Вспышки рождаемости и генерирования рекордных темпов роста населения, имеют места в буферных зонах и, в особенности в конфликтных местах этих зон. В частности самые высокие показатели рождаемости характерны для таких районов черной африканской СКС как Руанда - Бурунди, некоторых приморских районов. Зоны социо-культурных контактов порождают беспримерные показатели роста населения. Это могут быть контакты самого различного рода. Либо вторжения из вне. Либо систематические контакты аборигенов, различных социо-культурных групп населения, как в Косово. В любом случае, важно существование и контакт двух и более различных социо-культурных стандартов. Это общее положение теории СКС и в случае с Косово и его активно увеличивающимся населением мы имеем только частный случай более общего процесса. Показатели рождаемости в рамках албанской общины в основном соответствуют стандартам мусульманской СКС. В этом нет ничего удивительно, если учесть, что мусульманский анклав на Балканах живет по стандартам не западной, а именно мусульманской СКС.