Естественным следствием является некоторая демографическая перегруженность территорий такого рода. Их важная особенность и в том, что они часто весьма четко локализованы. Площади могут быть различными, но четкая локализация почти обязательный признак. Обычно раз в 15 - 20 лет начинается региональный конфликт. В районе, который дал высокие показатели роста населения, генерируется локальный "конец света" и значительная часть населения быстро мигрирует в иные места. Некоторая и незначительная часть населения погибает в результате конфликта. Но основное - массовая миграция. Такая модель прослеживается не только в черной африканской СКС. Она встречается на Балканах, на стыках мусульманской и индусской СКС и во многих иных регионах мира. Например, в Чечне.
То есть, в основании вспышки рождаемости косовских албанцев лежат социо-культурные причины. Это не значит, что такие показатели рождаемости сохранятся на все последующие времена. Именно по этой причине, они есть дело временное. Можно даже сказать, что вспышка рождаемости в итоге повышенных социо-культурных контактов и как реакция на социо-культурную конфликтность, есть дело исторически кратковременное. По факту, конфликт в Косово 1999 года приведет к тому, что население края скорее сократится и показатели рождаемости резко снизятся. Они вернутся к обычным мусульманским стандартам. Накопленный в недавнем прошлом некоторый избыток населения будет поглощен миграцией и повышенной смертности.
Детская смертность
Показатели детской смертности по балканским странам, определяемые государственной статистикой, во многом являются средними показателями температуры по больнице. Дело в том, что в районе присутствует два стандарта - мусульманский и европейский. Мусульманский ярко представлен в Албании. Это 30 - 32 смерти на тысячу живых рождений. Европейский представлен в Словении. Это 8 - 9 смертей на 1000 живых рождений. В тех случаях, когда есть совместное проживание людей, проводящих эти различные демографические стандарты, имеет место усредненные и часто бессмысленные официальные показатели. Например, в Боснии и Герцеговине.
Показатели очень стабильны. Нет оснований предполагать их изменение. Похоже, что даже балканская война существенно не влияет на рождаемость и смертность. Детская смертность немного возрастает, но не значительно.
Национальный состав, религии, языки
Балканские страны имеют очень сложный национальный состав. Проблемы государств этого региона во многом и связаны с его чрезвычайной национальной пестротой. Не станем детально комментировать данные. Отметим только, что на общем фоне четко выделяются Албания и Словения. Они, и в этом отношении, есть скорее лидер балканского процесса умиротворения. Государства с почти мононациональным составом населения. Следствием является их относительная стабильность.
Характерна история этих государств после развала СФРЮ. В течение краткого времени были некоторые беспорядки. Особенно в Албании. Но они не длились долго и не повлекли тяжкие региональные последствия. В других балканских государствах ничего подобного не произошло. Возникли тяжкие военные конфликты. Причины этого не сводятся только к смешанному национальному составу их населения, но и оно играло свою значительную роль.
На перспективу Балканы скорее будут иметь большое количество государств с наличием одной доминирующей этнической группы. В современном виде это имеет место только в Словении и Албании. Будущее скорее за “кантонизацией” Балкан. Это путь к миру во всем мире. Другое дело, что кантонизация Балкан идет через периодические военные конфликты.
Трудовые ресурсы
Есть страны, у которых не хватает трудовых ресурсов. Это, как правило, страны с большой территорией пионерного освоения. Есть страны и районы с систематическим переизбытком трудовых ресурсов. На Балканах скорее всегда был определенный избыток людей. Девать их было некуда. На протяжении исторического времени, имели место трудовые миграции в иные районы. Отчасти с некоторым избытком людей в этом регионе связана и особенная жестокость балканских конфликтов. Жизнь человеческая стоит недорого в этом районе мира.
Современная ситуация с трудовыми ресурсами интересна тем, что после образования шести балканских государств использование трудовых ресурсов будет идти во многом по различным социо-культурным стандартам. В частности население Словении и Хорватии должно активно привлекаться западной СКС. Не потому что в западной СКС нет трудовых ресурсов. А потому, что нужно сохранять и развивать социо-культурную связь с этим районом Балкан. Может это будет делаться в противовес турецким гражданам, живущим и работающим в Западной Европе.
Модель использования трудовых ресурсов с компактным проживанием мусульманского населения будет совсем иной. Это высокий уровень безработицы мужчин и непомерно высокий показатель безработицы для женщин. Все, как и полагается в мусульманских странах.
В целом идет переход от усредненных показателей в рамках СФРЮ к четко дифференцированным показателям использования трудовых ресурсов. Показатели имеют строгую географическую привязку.
Миграции балканского населения в рамках своего региона и за его пределы
Исследование миграций всегда является сложной научной проблемой. На Балканах миграции имеют специфику и помимо традиционных теоретических и методологических сложностей исследования, добавляется вполне откровенное непонимание происходящего. Дело скорее в некорректности теоретической базы осмысления региона Балкан. На него нельзя просто экстраполировать псевдоуниверсальные теоретические и методологические положения. Они отражают реалии совсем иного социо-культурного пространства - времени.
Помимо рутинных миграций населения, характерных для всех районов мира, на Балканах прослеживаются две специфические формы. Это этнические чистки и массовые кратковременные миграции населения. С социо-культурной точки зрения это явно архаичные формы, которые характерны для достаточно ранних форм освоения территорий. Почти что "Jurastic Park" освоения территорий. Но они имеют место и в 1990-е годы и поэтому их целесообразно детально изучить.
В отношении этнических чисток, прежде чем, выносить обвинительное заключение в чей-то адрес, нужно систематически исследовать феномен в контексте социо-культурного освоения Балкан. Регион, имеющий столь длительную историю освоения, сохранил столь примитивный стандарт! Такого рода перемещения должны быть, в основном, характерны для пионерных периодов освоения территорий. Этнические чистки, депортации и прочие насильственные переселения есть способ формирования определенного социо-культурного стандарта. Аналогичные истории описывается еще в Ветхом Завете.
Интенсивность этнических чисток на Балканах после 1989 года есть показатель очень активного протекания процесса социо-культурного определения территории региона. То, что в иных типах пространства занимает обычно длительный промежуток времени, на Балканах получило очень интенсивное развитие. На регион очень сильно внешнее давление. Это во многом определило вполне реальную дикость многих новейших балканских событий.
Сложный и исключительно важный вопрос связан с потоками мигрантов за пределы балканского региона, как следствие балканских конфликтов. Каждый активный балканский очаг кризиса дает новые и новые потоки мигрантов. Они в основном ориентированы в западные европейские страны. Даже мусульмане не стремятся перебраться поближе к святыням Саудовской Аравии и, в основном, ориентированы на Запад.
Ничто так сильно не пугает западную СКС, как возможность перехода к ней неограниченного и неконтролируемого потока беженцев из иных районов. По очень многим причинам западной СКС сложно противостоять такому потоку. Вероятно, основная причина связана с тем, что в силу своих особенностей она реально нуждается в мигрантах. Как ни странно в западной СКС просто не хватает населения. Это проявляется в районах пионерного освоения (Северной Америке и Австралии). Но это не значит, что любое количество людей из буферного государства может придти в любой момент и в любое западное государство. Процесс привлечения людей из иных социо-культурных образований носит иной характер. Например, организованная эмиграция в США (“Грин карты”) или Канаду. Особое направление принятие беженцев из различных районов мира. Это кандидаты на ассимиляцию в пределах пионерных районов освоения западной СКС.
В высшей степени интересным представляется феномен массовой миграции. Самый свежий пример связан с косовскими албанцами. В марте - июне 1999 года начался массовый исход албанцев. В основном они двигались в сторону Албании и Македонии. По различным данным количество беженцев было разным. Чаще всего называется цифра беженцев около 830 тысяч человек. То есть это примерно половина албанского населения края. Скорее эта цифра очень сильно завышена, но говорить определенно по данному вопросу нет никакой возможности. Мигрантов никто не считал.
Интерпретация косовского исхода албанцев весьма сложна. С одной стороны, мусульманские крестьяне народ многострадальный и терпеливый. Их нелегко заставить все бросить и переместиться в иной район. Тем более, это сложно сделать, когда есть шанс, что в родные места никогда не возвратишься или вернешься через долгое время. И если массовый исход состоялся, то была полная уверенность во внешней поддержке и возвращении. С другой стороны, ярко проявилась социо-культурная специфика данного места.