Пример Косово. Какова связь природных ресурсов данной территории и их разработки с чрезвычайно острым конфликтом 1989 - 1999 годов?
Косово, по балканским меркам, располагает благоприятными природными условиями и большими природными ресурсами. Плодородные земли и благоприятный климат делают Косово удобным для виноградарства, садоводства, огородничества. Особенно ценны выращиваемые дорогие виды табака, отличающиеся изысканным ароматом и пользующиеся устойчивым спросом. Это все ценность и повод для конфликтов?
В Косово расположены 58% каменного угля, 100 % висмута, 52% свинцово-цинковых руд, около 50% железно-никелевых руд бывшей СФРЮ. В Косово находится ряд крупных предприятий. В частности, на севере расположен комплекс предприятий, занимающийся добычей, обогащением и переработкой полиметаллических руд, производством серной кислоты, минеральных удобрений и аккумуляторов. Есть большие запасы лигнитов (свыше 30% всех угольных запасов СФРЮ). ТЭС “Косово” имеет проектную мощность в 1,4 млн. кВт. Имеются предприятия по переработке собственных запасов бокситов и никелевых руд, по производству азотных удобрений. Несомненно, что природные ресурсы Косово играют весьма важную роль в экономике Балкан.
Важно, что разработка месторождений полезных ископаемых имеет в Косово достаточно давнюю историю. В частности она имела широкое развитие в рамках Османской империи. Хотя основная масса населения Косово занималась сельским хозяйством, но горнорудная промышленность и занятость в ней присутствует здесь исторически давно.
Играют ли природные ресурсы Косово важную роль в региональных конфликтах? Наш ответ базируется на теории СКС. Природные ресурсы значимой роли в конфликтах данной территории не играют. Если бы здесь не было никаких природных ресурсов, то все равно это был бы один из наиболее конфликтных районов Балкан. Это связано, прежде всего, с его позиционными характеристиками относительно Албании и Сербии и особенностями Балкан как буферного социо-культурного образования в целом.
Более того. Разработка природных ресурсов Косово ориентирована, прежде всего, на проведение определенных социо-культурных мероприятий со стороны текущего доминанта. Например, за послевоенный период времени для промышленности Косово характерна структура занятости, при которой рабочими были албанцы, а инженерно-техническими работниками сербы. Также характерно то, что продукция вывозится за пределы Косово. Это отчасти напоминает колониальный вариант.
Не имеет смысла делать вывод о специальном экономическом интересе в геополитическом вопросе о Косово какой-либо из сторон. Переходный буферный статус Косово существует столь долгое время, что нужно искать более глубокие причины региональных конфликтов. Наличие относительно значимых ресурсов и экономических объектов может быть только дополнительным источником конфликтности.
ЗАТРАТЫ ЗАПАДНОЙ СКС НА БАЛКАНСКИЙ КОНФЛИКТ.
К ВОПРОСУ О СТОИМОСТИ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Довольно часто высказывается мнение, что активность США и некоторых других западных стран в текущем балканском конфликте, во многом связана с тем, что они готовят себе новые рынки сбыта вооружения. Приводятся цифры, свидетельствующие о том, что США и Великобритания во много раз перекроют свои военные расходы за счет продажи вооружения прозападным балканским странам. При этом основанием для оценки "коммерческой части" войны на Балканах, является скорее абстрактный тезис про рыночную экономику, в которой все рационально (включая продажу оружия), чем реальный анализ ситуации в регионе.
Такого рода мнения, нам представляются наивными. Речь не идет о коммерческой операции, в которой начальные инвестиции покрываются за счет будущим доходов. О состоянии экономики балканских государств говорит, например тот факт, что одно из этих государств (Македония) не смогла заплатить ежегодный взнос в ООН, за что была лишена права голоса. Это не бойкот высокой международной организации со стороны конфликтного балканского государства. Это просто отсутствие денег. Речь шла о сумме в 90 000 долларов США. А происходила неуплата в 1998 году. При этом важно, что Македония страна не очень сильно пострадавшая от военных действий текущего балканского конфликта.
В то же время, это говорит о том, что Македония отчасти начинает повторять путь Албании. Она ориентирована на замкнутую самодостаточную экономику. В Албании этот процесс после 1945 года протекал под флагом построения коммунизма. В Македонии нет таких задач. Идеализм сейчас не в моде. Но суть дела от этого не меняется. Балканы идут к формированию исключительно бедных государств с замкнутой и почти натуральной экономикой. По различным причинам они не могут участвовать в международных организациях. Международная политика дело дорогое и встречи проходят в дорогих городах. Одно проживание в отеле чего стоит! Скорее просто нет денег для содержания своей делегации. И если за нее никто не заплатит, то ... Это не временная патологическая ситуация. Это нечто близкое к новой балканской норме. Важно и то, что особого смысла в ООН некоторые балканские государства могут не видеть. Для этого есть основания.
Можно задать вопрос, - каков рыночный потенциал современных балканских государств? Сколько они могут купить вооружения за реальные деньги, а не под кредиты которые никогда и ни под каким видом вернуть не могут? Если давать корректный ответ на этот вопрос, то выясняется, что рыночный потенциал балканских государств, включая Словению и Хорватию, совершенно ничтожен. Говорить о том, что западные страны столь активны в текущем балканском конфликте по причине потенциального получения ими в этом районе громадной прибыли в будущем, нельзя.
Причины активности западной СКС в текущем балканском конфликте только в том, что она проводит социо-культурные изменения на Балканах. Дело не в отдельных экономических интересах. Дело в том, чтобы сделать еще один шаг в формировании балканского социо-культурного пространства. На социо-культурные изменения стратегически важных районов, СКС денег никогда не жалеют. Именно в этим связаны гигантские затраты на текущий балканский конфликт. Это инвестиция не в будущий рынок вооружения. Это инвестиция в продвижения формирования балканского социо-культурного пространства в более безопасную и приемлемую для западной СКС форму.
Но средства у СКС также не безграничны. Из ничего нельзя взять нечто. Взяв нечто нельзя не уменьшить запасы своих средств. Западная СКС представляет себя как очень богатую. Механика генерирования западных денег не вполне понятна. Но согласно собственным декларациям, западная СКС безмерно богата. Это не так. В пользу этого говорит масса фактов, и только западная идеологическая пропаганда не позволяет обратить внимание на то, что ресурсы западной СКС не беспредельны. В реальности она очень уязвима.
Пример. Обратите внимание на корреляцию активного участия Великобритании в текущем балканском конфликте и в частности в операциях против Сербии (весна - лето 1999 года) и начало беспрецедентной распродажи золотого запаса страны по очень низким ценам летом 1999 года. Великобритания готова дестабилизировать мировой рынок золота. В этом много резонов. В частности английские позиции в ЮАР утрачены, и золотодобывающие компании юга Африки перешли фактически под контроль черных. "De Beers", "AngloVaal", "Gold Field " и другие компании уже не жалко. Они стали весьма разорительными. Но очень интересно желание получить некоторое количество наличности в обмен на золото в слитках, которое может храниться бесконечно, но которое сложно использовать. Сюжет встречается не только в Великобритании. Причины такого рода распродаж всегда одна.
Примечание сделанное в ноябре 1999 года.
В октябре 1999 года были сделаны коллективные усилия по стабилизации рынка золота. Но сам факт того, что затронут этот, в высшей степени консервативный сектор финансовой активности, очень показателен.
Теория СКС показывает, что есть строго определенная динамики благосостояния СКС. Это очень долгая тема. Поэтому отметим только основное положение. Нет прямой связи между социо-культурными процессами и благосостоянием населения определенной СКС. Бедность населения некой СКС ничего не говорит о том, что она неэффективна или находится в кризисном состоянии. Соответственно, богатство населения СКС не говорит о непоколебимости позиций и социо-культурном процветании. Бедность и богатство населения зависят от фундаментальных социо-культурных тенденций. Строго говоря, СКС не берет на себя обязательства перед своим населением делать его жизнь спокойной, благополучной и процветающей. Порой случается и такое, но это не абсолютная норма.
Определенное благополучие некоторых стран западной СКС, в период времени с начала 1950-х годов по конце 1980-х годов, не есть незыблемый стандарт на все времена. Это временное состояние. Описанная история западной СКС определяется примерно с VII века до новой эры. За истекшие 2700 лет было много всего. В том числе и благополучия в отдельных ее районах. Но из этого нельзя сделать корректного вывода о неизбежности благополучия в западной СКС. На отдельные случаи благосостояния западных людей, есть гораздо большое количество примеров материального неблагополучия, как в прошлом, так и в настоящем. Подобно тому, как посещение передового колхоза-миллионера ничего не говорило о материальном уровне крестьян СССР в целом, так и показатели доходов населения, жителей отдельных стран западной СКС не говорят о том, что благосостояние есть атрибут данной СКС.
Об ограниченности ресурсов благосостояния западной СКС говорится в весьма большом количестве объективных научных исследований. Но в виду господства идеологических штампов многое просто игнорируется. Например, К.Я. Кондратьев обратил внимание российского научного сообщества на монографию Р. Айерса [xvi], посвященную анализу ситуации в западных странах. Дело не ограничилось рецензией. Высказаны интересные и объективные рассуждения о том, что благополучие западных стран реально не беспредельно. Очень важно понять причины как текущего благополучия западной СКС, так и ее назревающих финансовых проблем.