Смекни!
smekni.com

Проблемы охраны окружающей среды (стр. 2 из 10)

Компетенция государственных органов в эко­логической области устанавливается также в не­скольких статьях I раздела, которые являются основой для построения системы управления ох­раной природы в России.

Права граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду закрепляются во IIразделе. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздей­ствия окружающей природной среды, которое обес­печивается планированием, управлением, нормированием и госконтролем качества среды, страховани­ем граждан, возмещением им ущерба, нанесенного здоровью в результате загрязнения природной сре­ды или иных вредных воздействий. Каждый граж­данин имеет право участвовать в общественных экологических объединениях и движениях, имею­щих государственные гарантии предоставленных им прав в области охраны среды. Право граждан на охрану здоровья закреплено еще в одном важнейшем Законе — «О санитарно-эпидемиологичес­ком благополучии населения» (1999). Многие по­ложения этого Закона и Закона об охране среды дублируют друг друга: о правах жителей на возме­щение ущерба, обязанностях предприятий и орга­низаций и др. Это, по-видимому, неизбежно и дает основание ряду специалистов утверждать, что доку­ментами создан недопустимый разрыв в функциях управления охраной природы и здоровья, отражаю­щийся не только в их существовании, но и в дея­тельности смежных федеральных надзорных орга­нов — Госкомприроды и центров санитарно-эпиде­миологического надзора (ЦСЭН).

. Экономический механизм охраны среды (IIIраздел) — ключевой в Законе. В нем установлен принцип платности за природопользование и за загрязнение среды. Размеры оплат различаются в несколько раз для разрешенных (в пределах лимитов) объемов природопользования (или заг­рязнения) и сверхлимитных. Причем при нане­сении ущерба среде плата не освобождает природопользователя от обязанности восстановления нарушенного объекта.

На основании этих норм правительством РФ принят ряд постановлений, устанавливающих порядок и размеры выплат за природопользова­ние и загрязнение среды. В соответствующих главах об этом уже говорилось. Важно подчерк­нуть, что Постановлением № 632 от 28.08.92 пра­вительство установило базовые нормативы платза выбросы в воздух, сбросы в водоемы и разме­щение твердых отходов; платы могут корректироваться и дифференцироваться на местах с уче­том состояния среды, эффективности природоох­ранной работы и др. Подобных нормативов пока нет для физических загрязнений среды.

Очень важное значение для экономического механизма охраны среды имеет ст. 18, согласно которой любой природопользователь обязан зак­лючить договор с исполнительным органом вла­сти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензий (разреше­ний) на комплексное природопользование. Дого­вор устанавливает порядок использования ресур­сов, права и обязанности природопользователя, ответственность сторон, размеры платежей, поря­док компенсаций ущерба, организацию санитарно-защитных зон и т. д.

Лицензия, выдаваемая специально уполномо­ченными государственными органами, устанавли­вает лимиты на использование природных ресур­сов (ПДВ, ПДС и т. д.) и загрязнение среды, фик­сирует экологические требования. Несмотря на некоторую неопределенность в порядке введения договоров на природопользование, взаимодействия ветвей власти и государственных надзорных ор­ганов при их исполнении и т. п., эта статья Зако­на могла бы сыграть решающую роль в переходе природопользователей к ресурсосберегающим технологиям, к бережному от ношению к природе. Однако внедряется она пло­хо, так как требует координации действий мини­стерств и т. п.

Средства, полученные за природопользование, аккумулируются на счетах внебюджетных эколо­гических фондов и реализуются на природоохран­ные цели в следующих пропорциях: 10% — в федеральный фонд, 30% — в областной (краевой, республиканский), 60% — в местный (городской, районный).

Нормирование качества среды и порядок госу­дарственной экологической экспертизы, установ­ленные в IV и V разделах, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздей­ствий на среду по всем их видам должны утвер­ждаться специально уполномоченными органами РФ в области охрани среды и санитарно-эпиде­миологического надзора. Причем эти же органы могут выдавать предписания на ограничение, при­остановление и прекращение деятельности природопользователя при нарушении им установлен­ных экологических нормативов. Это, безусловно, мощный рычаг воздействия на губителей природы, но его введение затруднено отсутствием полного набора нормативных актов, определяющих поря­док применения санкций к нарушителям. Но и здесь можно выйти из положения, включив соот­ветствующие условия в договор на природополь­зование. Перед заключением договора должна проводиться государственная экспертиза, выво­ды которой обязательны как при заключении договора, так и при применении экономических и иных санкций к природопользователю. Важно, что в Законе предусматривается и общественная эко­логическая экспертиза, выводы ее становятся юридически обязательными, если утверждены органами госэкспертизы. Эти положения развиты и конкретизированы в Законе «Об экологической экспертизе».

Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулирова­ны в VI и VII разделах Закона. Они обязательны при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, а также при эксп­луатации объектов. Эти требования должны учи­тываться как при составлении договоров на при­родопользование, так и при отработке любых ве­домственных нормативных документов, в том числе строительных норм и правил (СНиП), норм тех­нического проектирования (НТП), ведомственных отраслевых строительных норм (ВОН), ведомствен­ных норм технологического проектирования (ВНТП) и т. д. Только после приведения всех этих документов в соответствие с положениями Закона можно будет говорить о единой комплексной программе экологизации хозяйственной де­ятельности.

Порядок действий в чрезвычайных экологичес­ких ситуациях и на особо охраняемых природ­ных территориях узаконен в VIII и IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, эко­логического бедствия устанавливаются высшими органами власти РФ по представлению специаль­но уполномоченных государственных органов. По их же представлению создаются и государствен­ные природные заповедники, заказники, нацио­нальные парки, где запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Особо выделены в Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которых вводятся округа санитарной охраны. По порядку содержания этих зон не так давно принят специальный закон. Зе­леные зоны вокруг городов и поселков рассматри­ваются также как особо охраняемые. Статус жезеленых насаждений внутри городов (поселков) Законом никак не оговаривается, хотя их защит­ная роль от всех видов загрязнений атмосферы общеизвестна. Но выработка положений о содер­жании зеленых насаждений на местах на основе статей Закона возможна безусловно необходима.. Экологический контроль, согласно Закону (X раздел), является системным и состоит из госу­дарственного, производственного и общественного. Причем государственный контроль должен осу­ществляться как органами власти, так и специ­ально уполномоченными органами. На практике оптимальным решением является скоординиро­ванный совместный контроль представителями обоих органов. Экологическому воспитанию, об­разованию, научным исследованиям и введено достаточно много места в Законе (XI раздел). И это оправдано хотя бы такой нормой (ст. 75):

1. Руководители министерств и ведомств, пред­приятий, учреждений и организаций, иные долж­ностные лица и специалисты, связанные, с дея­тельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье чело­века... обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назна­чении на должность, аттестации и переаттеста­ции работников.

2. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требую­щей соответствующих знаний.

Кроме того, совершенно естественно, что непод­готовленные должностные лица и руководители не только не смогут обеспечить сохранение при­родной среды в сфере своей деятельности, но и грамотно отстаивать интересы организаций пе­ред надзорными санитарно-экологическими орга­нами и т. д. Порядок разрешения споров в обла­сти охраны среды устанавливается в XII разделе.

Ответственность за экологические правонару­шения подразделена в Законе (XIII раздел) на дисциплинарную, административную, материаль­ную и уголовную — для физических и юриди­ческих лиц; административную и гражданско-правовую — для учреждений, предприятий и орга­низаций. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, также в общем плане оговаривается Законом (XIV раздел).

Несмотря на четкость положений Закона об экологических правонарушениях, они, к сожале­нию, пока не привели к коренному улучшению защиты среды от посягательств на нее. Нужны многочисленные подзаконные и нормативные акты. Нужны их исполнители.

Экологическим преступлениям посвящена отдельная глава нового Уголовного кодекса РФ, в которой сформулированы общие и частые нормы по этим правонарушениям, установлены виды ответственности. В предыдущих главах эти нор­мы цитировались. Ранее просто трудно было бо­роться за природу. Так, за нарушение правил охоты в 1970—1980 гг. к уголовной ответственностипривлечено менее 2% правонарушителей. А ведь экологические правонарушения сравнительно легко раскрываемы по сравнению с другими правонарушениями, причем они составляют по­чти 1/3 от всех зарегистрированных! Даже до принятия нового УК РФ в 1993 г. органами про­куратуры выявлено 9043 нарушения природо­охранных законов, привлечено 2290 чел. к дис­циплинарной, а 1504 — к материальной ответ­ственности, предъявлено исков на 4 млрд. руб. Арбитражными судами взыскано 11 млрд. руб. Отдельный раздел Закона (XV) посвящен меж­дународному сотрудничеству в области охраны среды.