Закон Божий | 6 |
Церковно-славянская грамота | 3 |
Русский язык | 8 |
Чистописание | 2 |
Арифметика | 5 |
Итого | 24 |
С конца XIX века началась подготовка к новым реформам образования, наметилось сближение классической гимназии и реального училища по программам в низших классах[196].
А. Позднеев пишет: «В 1902 году мы начинали учиться по новой, недавно введённой учебной программе, которая представляла собой какое-то улучшение по сравнению с программой 1880-х годов министра просвещения Толстого, когда учащихся «душили» изучением латинского и греческого языков. По новой программе латинский язык начинался не с первого, а с третьего класса, изучение греческого было оставлено факультативно, только для желающих. Было введено преподавание природоведения, географии и истории, расширялось изучение физики, значительное время было выделено на преподавание новых языков – немецкого с первого класса и французского со второго. Преподаванию географии, истории и природоведения отводилось по два часа в неделю, Закону Божьему тоже два часа, по пять часов отводилось на русский язык и арифметику, два часа на рисование и по одному часу на пение и гимнастику»[197].
Д. Засосов и В. Пызин так описывают учебные программы в петербургских гимназиях: «С первого класса начинали изучать немецкий язык, со второго – французский, с третьего – латынь.
В восьмом классе был даже разговорный латинский час. Ученикам раздавались картинки из жизни Древнего Рима, и они должны были рассказать по-латыни содержание доставшейся картинки…
С пятого класса желающие могли изучать ещё греческий. С четвёртого класса в системе русского языка целый год изучался церковно-славянский. Кроме предметов, обычных в средней школе, в старших изучали гигиену, логику, психологию, законоведение, космографию. Из одного перечисления предметов видно, что среднее образование давалось в широком объёме.
Закон Божий считался второстепенным предметом, его уроки были два раза в неделю в течение всех восьми лет, требования к нему были снижены…»[198].
Осталось отметить только учебные программы коммерческих училищ. Для этого можно использовать устав Петербургского коммерческого училища за 1841 год: «Предметы учения в курсе приуготовительном следующие: 1) Закон Божий и Священная история, 2) языки: русский и славянский, 3) немецкий, 4) английский, 5) французский, 6) история всеобщая и российская, 7) география и статистика, 8) математика, 9) чистописание, 10) рисование.
§31. Предметы обучения в курсе окончательном, сверх продолжения выше означенных предметов, суть следующие: 1) законоведение, 2) физика и естественная история, 3) технология, 4) бухгалтерия, 5) наука о торговле, 6) товароведение и для всех классов вообще церковное пение и танцы…»[199]. К концу XIX века программы коммерческих училищ практически не подверглись изменению. Например, в Академии Щапова программа двух старших классов была примерно следующая: «Два старших класса считались специальными; там, в отличие от реальных училищ, изучались коммерческая арифметика и бухгалтерия, корреспонденция на трёх языках, законоведение, политическая экономия, товароведение и технология, механика»[200].
Таким образом, учебный курс напрямую зависел от типа учебного заведения, и изменения в них из-за государственной политики происходили одновременно. Вместе они составляли ту учебную систему, под влиянием которой и формировался культурно-бытовой облик учащихся.
Чтобы характеризовать культурно-бытовой облик учащихся, необходимо сказать об их воспитании. Если для других слоёв общества существовали некие нормы поведения, этикет, то для учащихся эти понятия только начинали формироваться в процессе их воспитания. И если для одних этот процесс проходил нормально, и они вырастали культурными, высокообразованными и отличающимися адекватным поведением людьми, то для других было действеннее воспитание другого, более низкого качества. М. Брянцев отмечает, что «агентурные донесения полиции за 1860-70е годы… пестреют теми безобразиями, которые творили учащиеся гимназий самых разных городов России. Пьянство, посещение публичных домов, трактиров – вот тот даже неполный перечень увлечений петербургских гимназистов. Учащиеся в прогимназии г. Вольска Саратовской губернии «многие искусные воры, некоторые занимаются скотоложством и онанизмом, а один даже пырнул ножом директора и ударил сапогом в лицо воспитателю»»[201]. А в Новочеркасской гимназии, например, «ученики старших классов избивали по вечерам на улице не угодивших им учителей... пытались, но неудачно, сделать взрыв в квартире директора в здании гимназии. А старший брат… застал ещё время, когда ученики в конце года выбрасывали в окно из второго этажа учебные парты»[202]. А вот отрывок из годового отчёта директора попечителю Харьковского учебного округа за 1883 г.: «До моего сведения дошло, что многие ученики гимназии задолго до окончания курса гимназии начинают посещать питейные заведения и употреблять крепкие напитки. В 1883 году был случай большого скандала, сделанного учениками гимназии в пьяном виде. Следить за поведением учеников дело весьма трудное и почти бесполезное, но иногда случайно открываются факты поразительной безнравственности учащихся. Так, из дневника бывшего учащегося 4-го класса М-ва, привлечённого к ответственности по делу о взрыве гимназии, оказалось, что М-ов и другие ученики 4-го класса постоянно пили водку, посещали публичные дома и, кроме того, сам М-ов систематически занимался кражей»[203].
В общем-то, всё зависело от воспитателей – в первую очередь, естественно, взрослых (учителей, надзирателей, гувернеров, смотрителей, директора и др.) и других учащихся (сверстников и более старших по возрасту).
Подразумевалось, что учащиеся в школе получают не только образование, но и воспитываются здесь: «Гимназии считают своим долгом не ограничиваясь сообщениями научных сведений, внушать всем учащимся правила доброй нравственности и честные убеждения…»[204]. Поэтому на воспитание учащихся воздействовали, прежде всего, учителя и другие взрослые, начальствующие лица – надзиратели, смотрители, инспектора, гувернеры, директор. В первую очередь нужно отметить, что понятия педагогики на протяжении практически всего XIX века не существовало. Учащиеся находились в полном подчинении своего учителя, поэтому их нравственное развитие зачастую очень сильно зависело от личности педагога. Нравственный же уровень самого «воспитателя» не всегда соответствовал нормальному уровню (так в гимназии, где учился Н. Златовратский, «были надзиратели, по секрету передававшие ученикам о своих любовных и иных похождениях и вообще с удовольствием беседовавшие на эту тему…»[205]).
Обычно учащиеся жили под постоянным наблюдением, а потому и в рамках определенных правил. Особенно много ограничений существовало у пансионеров, учащихся, живущих на ученической квартире. Так, у С. Аксакова был целый ряд запретов: «По распоряжению гимназического начальства, никто из воспитанников не мог иметь у себя ни своих вещей, ни денег: деньги, если они были, хранились у комнатных надзирателей и употреблялись с разрешения главного надзирателя; покупка съестного и лакомства строго запрещалась; конечно, были злоупотребления, но под большою тайной. В числе других строгостей находилось постановление, чтобы переписка воспитанников с родителями и родственниками производилась через надзирателей: каждый ученик должен был отдать незапечатанное письмо, для отправки на почту, своему комнатному надзирателю, и он имел право прочесть письмо, если воспитанник не пользовался его доверенностью…»[206].
Это было в начале XIX века, но к концу его практически ничего не изменилось. М. Добужинский пишет о 80-х годах: «Род военной дисциплины царствовал вообще в гимназиях»[207]. Об этом свидетельствует и А. Греков: «С окончанием учения в приходском училище и поступлением в гимназию произошёл резкий поворот в моей жизни и вне школы. Что было можно, на что не обращалось внимание стало в гимназии уже невозможным […]
- Причешись поаккуратнее, ведь ты гимназист! Не шали с ребятами, ведь ты гимназист! – всё чаще стало раздаваться в моих ушах и несчастный мальчик начинал чувствовать себя всё хуже и хуже: учение прибывало, а отдых всё больше отравлялся гимназическим положением. К тому же даже наши загородные похождения были не безопасны: а вдруг наткнёшься на кого-нибудь из учителей или надзирателей, что тогда будет, какими глазами посмотрят они на твоё поведение? Таким образом в жизнь незаметно уже просачивалась боязнь жизни, боязнь за каждый свой шаг» [208].
Школа пыталась воздействовать на воспитание учащихся дисциплиной, дабы вырастить из них «благонравнейших граждан». В результате школьников окружали всевозможные правила, запрещения и ограничения. Например, в Новочеркасской гимназии был выпущен особый билет с «Правилами относительно соблюдения порядка и приличий учениками Новочеркасской гимназии»: