В устье Дона и в Крыму заканчивалась северная ветвь Великого шёлкового пути, которая шла через современный Волгоград (знаменитые города Сарай-Бату и Сарай-Берке) в приаральские степи и затем через Ургенч, Бухару и Ферганский оазис в район Иссык-Куля и к Китайским «Железным воротам» (перевал в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, который соединяет город Кашар (Яньци-Хуэйский автономный уезд) на севере и город Корла в Боянгол-Монгольском автономном округе на юге). Ещё одна цитата из «Задонщины»:
«Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве.»
«Орнач» многие историки определяют как Ургенч на Амударье. Таким образом, с востока на запад перечислены три пункта «северной» ветви Великого шёлкового пути. Отметим здесь, что «слава» в первую очередь должна была дойти до столицы Орды (считается либо Сарай на Волге, либо Тьмутаракань на таманском полуострове, либо Каракорум в Монголии). Другими словами она находится среди перечисленных в последней цитате. Невозможно поверить, что за 140 прошедших лет татаро-монгольского ига (с 1240 по 1380) на Руси так и не выяснили названия столицы Орды. Поскольку хорошо известные на Руси Сарай и Тьмутаракань в этом списке не упомянуты, выбираем то, что наиболее похоже на Каракорум, то есть Рим. При этом логично предположить, что географические познания Востока на Руси на тот момент ограничивались Железными воротами (около современной границы Казахстана и Китая). Подкреплением этой версии мы и займемся в дальнейшем.
Батый
Отойдем в начало татарского завоевания Руси. Отметим, что русские летописцы до 1223 года (Битва на Калке) не знали Татар: в Ипатьевской летописи за 6732 год от сотворения мира (1224 с возможной поправкой в 1 год см. [1]) написано:
«Пришла неслыханная рать: безбожные Моавитяне, называемые Татарове, пришли на землю Половецькую.»
Для дальнейшего будет полезно знать, что племя Моавитян располагалось на ближнем востоке в городе Моав, недалеко от побережья Средиземного моря, где заканчивалась южная ветка Великого шёлкового пути и где к тому времени уже 100 лет воевали крестоносцы, а «tat-ar» согласно древнетюркскому словарю[8], дословно означает чужеземец-бурый (или рыжий). По нашей реконструкции это слово в отношении крестоносцев возникло на ближнем и среднем востоке, где они появились впервые, поэтому и корни этого слова следует искать в древнетюркском словаре. Половцы по мысли А.Н. Морозова [1] это пловцы, то есть мореплаватели, прежде всего Черноморские. О них много говорится в Ипатьевской летописи на начало 13 века, которая тяготеет к описаниям событий, связанных с Галицким князем Данилой, Киевом, Венгрией, Литвой и Черниговым.
В школьной истории не всегда упоминают, что нашествие Батыя проходило зимой. Первой в декабре пала Рязань, а Владимир брали в феврале. Подобная тактика была хорошо известна европейцам, о чем можно прочитать в хрониках Тевтонских рыцарей. Это позволяло свести к минимуму партизанскую войну и захватить больше населения. Вот Юрий II (Владимирский князь) и не смог удержаться на реке Сити. Интересно, что после его разгрома татары увезли его отрезанную голову, чего они никогда не делали. Видимо это было сделано для отчёта. В Суздальской летописи за 1237 год отмечено, что татары, говоря современным языком, строили передвижные леса и стенобитные орудия («порокы»), а в «Повести о разорении Рязани Батыем» упоминаются камнемётные машины, применяя которые в большом числе, татары справились с Евпатием Коловратом. Военные «орудия» наряду с оружием упоминаются и в «Сокравенном сказании монголов» [2] (см. распоряжения Огэдая в конце). Описывая вооружение Монголов периода Тимура, историки сходятся во мнении, что ему были известны практически все методы ведения войны, использовавшиеся в Риме и Древней Греции, и даже примитивные мартиры, а войска строились линиями и волнами как римские легионы.
Суздальская летопись, описывая взятие города Владимира в феврале 1238 года, указывает на то, что татары часто сжигали людей заживо. В основном монахов. В летописях также известны случаи сожжения волхвов в Новгороде. Здесь можно ещё раз вернуться к вопросу о происхождении слова «татары», или «поганые татары». Paganisme по-французски – многобожие, paganus с латинского – язычники. (11) Так могли обращаться крестоносцы к русским. Вспомним тут о похожем происхождении слов «шваль» (от французского слова cheval) и «шаромыга» (от французского словосочетания cher ami) – так обращались к русским крестьянам французские солдаты, во время кампании 1812 года (см. Этимологический словарь русского языка [16]). «Катары» – так инквизиторы называли религиозные движения, проповедовавшие наличие Духа Святого наряду с Богом Отцом. Kaθaρоι по-гречески чистый, неосквернившийся. Извращая это видение, по аналогии со словом кошка (по латыни «catta»), которая олицетворяет умиротворение, католики назвали их катарами («cattari» по латыни) и объявили опасной ересью. В документах инквизиции осталось много свидетельств об этом, в частности о том, что поведение «катар» или «добрых людей» во время их сожжения часто привлекало в их ряды новых верующих. Эти люди проповедовали апостольскую жизнь без насилия и излишеств, любовь к ближнему. При этом мирно относились к ортодоксальным католикам. Альбигойские войны с катарами начались во Франции в 1209 году, а в 1215 папой Инокентием III была учреждена Инквизиция прежде всего для борьбы с катарами. Их сжигали сотнями, о чём и сейчас остались памятники. Крестоносцы преследовали катар на Ближнем Востоке. В частности в Византии было племя Павликиан (почитатели апостола Павла) с аналогичными воззрениями, которые получили разрешение на свободное вероисповедание в обмен на то, что они будут защищать Византию от набегов Скифов из славянских территорий. Так что русских они вполне могли называть «paganus» «cattari», что на слух могло восприниматься как поганые татары. На этот счёт есть ещё одно соображение. Дело в том, что до татаро-монгольского нашествия на территории Руси было распространено руническое слоговое письмо, и первые записи о татарах вполне могли быть написаны этим письмом. Пары слогов «ката» и «тата» пишутся похоже и при переписывании разные версии могли быть приведены к единому написанию. В статье В.А. Чудинова «Параллельный мир славянского слогового письма» [17] даны расшифровки рун, а также описаны некоторые находки. Так на куске стекла руницей написано: «затеяно тяжело и зольно», имя священника в руническом тексте написано кириллицей. Слоговое письмо предшествовало и латинскому алфавиту. Алфавитное письмо позволяло записывать и незнакомые слова, поэтому было совершеннее. Проводниками этого письма на Руси, видимо, были священники, которыми при помощи ярлыков руководили татаро-римско-монгольские завоеватели.
Заметим, что появление на Руси кириллического алфавита и начало подъёма ремёсел, а также посреднические функции киевской Руси в торговле восточными тканями относится согласно книге Б.А. Рыбакова «Ремесло древней руси» [18] относится к IX веку. Именно тогда после того, как в VIII веке был засыпан канал Фараонов, связывающий Средиземное и Красное моря, северная ветка шёлкового пути стала оптимальным маршрутом для торговых караванов с Востока на Запад. В этот же период в русские ремёсла стали проникать арабо-иранские особенности. Рыбаков указывает также на то, что ранние татарские курганы на Северном Кавказе содержат предметы Китайских ремесленников, несколько позднее сюда проникает Хорезмское влияние. Кроме того, после захвата «Монголами» Киева, следы киевских ремесленников обнаруживаются в Бессарабии, Увеке, Северном Кавказе, Чимкенте, Кашине. Всё это пункты шёлкового пути или непосредственно прилегающие к нему города.
ремесленники, владевшие технологиями изготовления стеклянных браслетов, перегородчатых эмалей, шиферных пряслиц и белокаменной резьбы были вывезены из Руси татаро-монголами и больше эти технологии на Руси не возобновлялись.
Замечу интересную особенность истории инквизиции. Сначала она боролась за создание войска для борьбы с катарами, затем с самим войском – орденом тамплиеров. А настоящая цель была всегда одна – нажива.
В Суздальской летописи по академическому списку за 6887 (1237) год о нашествии Батыя указано:
«Пришедшее всташа первое станом Ту Онузе»
Если убрать гласные в последнем непонятном словосочетании, что обычно для слогового и раннего кириллического письма, и слегка изменить огласовку, то получится «Tanais» – город в устье Дона. Также назывался и сам Дон. Дальше в ноябре-декабре 1237 они шли до Воронежа, затем переправлялись по замёрзшему руслу Дона, и по водоразделу между Воронежем и Доном выходили на правый берег реки Воронеж, потом в 20 числах декабря, выйдя «из лесов», взяли Рязань, а на Волге в Городце и в других местах появились только весной 1238 года. Следы пребывания Батыя и папы римского в устье Дона и сейчас можно найти на карте. Это город Батайск, несколько рек с названием Кагальник (каган – в [1] переведён как священник). Кроме того, стоит отметить, что компаса на Руси в тот момент не было. Поэтому летописное «пришли с восточной стороны» нужно относить к месту где восходит солнце, а в декабре оно восходит в наших широтах скорее на юге, чем на востоке. Отметим здесь, что компас был изобретён в Китае при династии Сун для ориентации в пустынях, которая предшествовала «монгольско-римской» (см. ниже) династии Юань. Поэтому у крестоносцев-монголов он был, и это очень облегчало военные походы, а в дальнейшем и морские походы европейских завоевателей. Из устья великого Дона начался поход Батыя и в следующем 1239 году (БСЭ статья «Золотая орда»). Получается, что все «Монгольские» походы начинались с морского десанта. Здесь ну прямо как при завоевании Северной Америки англичанами, или какой-нибудь другой колонии.