раньше.
Они стали просто гулять по улицам и только тут заметили,
насколько изменилась жизнь в городе. Теперь уже редко можно
было увидеть веселые, радостные лица. Все чувствовали себя как
бы не в своей тарелке, ходили словно пришибленные и пугливо
оглядывались по сторонам. Да и было чего пугаться, так как в
любое время из-за угла мог выскочить какой-нибудь ветрогон и
сбить пешехода с ног, выплеснуть ему кружку воды в лицо, или,
осторожно подкравшись сзади, неожиданно крикнуть над ухом, или
еще хуже, дать пинка или подзатыльника.
Теперь уже в городе не было того веселого оживления, которое
наблюдалось раньше. Пешеходов стало значительно меньше. Никто
не останавливался, чтобы подышать свежим воздухом или
поговорить с приятелем. Каждый старался проскочить незаметно по
улице и поскорее шмыгнуть к себе домой. Многие перестали
обедать в столовых, где их мог оскорбить любой затесавшийся
туда ветрогон. Большинство предпочитали получать завтраки,
обеды и ужины при помощи кухонных лифтов и принимать пищу в
спокойной обстановке у себя дома. Многие даже перестали ходить
в театры и на концерты, так как боялись попасть на
какофоническую музыку или угодить на спектакль, где посетителей
хлопали по головам пузырями или приклеивали к стульям смолой.
Жить в Солнечном городе стало не так интересно, как раньше,
и вскорости произошел случай, после которого наши
путешественники решили вернуться обратно в Цветочный город.
Однажды они гуляли на берегу реки, и Пестренький предложил
покататься на надувной резиновой лодке. Отправившись на
лодочную пристань, они выбрали лодку и заехали на ней чуть ли
не на середину реки, а в это время к ним подплыл сзади какой-то
ветрогон и проткнул лодку булавкой. Воздух из надувной лодки
вышел, и наши путешественники стали тонуть. Их, конечно, успели
спасти, но все трое промокли до нитки.
Этим, однако, не кончились их злоключения. Вечером они, как
обычно, пошли в театр. В этот день должен был состояться так
называемый новомодный синтетический спектакль. Синтетическим
спектакль назывался потому, что в нем соединялись все новейшие
достижения концертного и театрального искусства. В то время как
большой какофонический оркестр терзал своей музыкой уши
слушателей, им еще, сверх того, показывали длинное
представление с декорациями, на которых было нарисовано не
поймешь что, с актерами, которые изображали не разберешь кого,
с обсыпанием публики опилками и битьем по головам хлопушками и
наполненными воздухом пузырями.
Пока Незнайку, Кнопочку и Пестренького обсыпали опилками и
били по головам пузырями, они молча терпели, так как знали, что
в театре без этого нельзя. Однако в дальнейшем появились новые
режиссерские штучки, к которым они еще не привыкли. Одна из
этих штучек заключалась в том, что во время перерыва между
действиями свет в зрительном зале не зажигали, как это делали
обычно, а, наоборот, гасили его, в результате чего зрители
принуждены были сидеть во время антракта в кромешной тьме. И
вот, когда после первого действия свет в зале погас, кто-то
собрал с полу целую горсть опилок и высыпал за шиворот
Кнопочке. В это же время кто-то проделал точно такую же штуку с
Незнайкой. Что же касается Пестренького, то ему кто-то вылил за
шиворот стакан холодной воды. Кто это сделал, не было видно
из-за темноты. Кнопочка, Незнайка и Пестренький очень обиделись
на такое бесцеремонное обращение и решили уйти из театра, но,
попытавшись встать, почувствовали, что прилипли к стульям. С
трудом оторвавшись от стульев, они направились к выходу, и,
когда выходили из театра, кто-то дернул Кнопочку за косу и
вдобавок дал увесистого тумака по шее.
Глава двадцать восьмая. ОТКРЫТИЕ ПРОФЕССОРА КОЗЯВКИНА
Все это, как говорится, переполнило чашу терпения Кнопочки,
и, когда друзья вернулись в гостиницу, она сказала:
-- Пора нам ехать домой. Больше я не хочу оставаться в
Солнечном городе!
-- Я тоже не хочу жить в этом паршивеньком Солнечном
городишке! -- подхватил Пестренький. -- Очень нужно, чтоб мне
за шиворот лили холодную воду!
-- Ну что ж, друзья, -- согласился Незнайка. -- Сегодня уже
поздно, а завтра с утра мы можем отправляться в обратный путь.
А сейчас мы пойдем с тобой, Пестренький, и разыщем наш
автомобиль, который мы оставили в день приезда где-то посреди
улицы.
Незнайка и Пестренький пошли разыскивать автомобиль, а
Кнопочка села за маленький столик в углу, зажгла электрическую
лампочку и стала читать газету, которую не успела прочитать
утром.
В те дни многие газеты писали о том, что милиционеры не
умеют как следует бороться с ветрогонами и проявляют по
отношению к ним слишком много мягкости, а ветрогоны от этого
чувствуют себя безнаказанными и безобразничают еще больше.
Прочитав одну такую статью. Кнопочка решила отложить газету в
сторону, но тут ей на глаза попалась статья, которая
называлась: "Рассказ профессора Козявкина о том, как он узнал,
кто такие ветрогоны, откуда они произошли и как с ними
бороться". Вот что писал профессор Козявкин в своей статье:
"Однажды, гуляя по зоопарку, я увидел очень странное явление
природы. На моих глазах осел, который находился за решетчатой
загородкой, неожиданно превратился в коротышку. Это
удивительное явление так озадачило меня, что я на минуту
остолбенел. Однако все, что произошло дальше, я прекрасно
разглядел и запомнил. Так, например, я хорошо видел, что перед
загородкой в это время стояли два малыша. Один был в желтых
брюках, другой -- в пестренькой тюбетейке с узорами. Тот,
который был в желтых брюках, держал в руках небольшую палочку.
Этой палочкой он размахивал у осла перед носом, желая, должно
быть, подразнить животное. В ответ на это осел, превратившись в
коротышку, дал дразнившему такого щелчка, что бедняга отскочил
в сторону. После этого бывший осел перелез через ограду и
погнался за обоими малышами, которые бросились от него удирать.
Я побежал за ними вдогонку, чтобы произвести научное наблюдение
над превратившимся в коротышку ослом, но по дороге потерял
очки, без которых почти ничего не видел. Пока я разыскивал
очки, оба малыша и преследовавший их бывший осел успели
скрыться, и мне больше не удалось их встретить. Однако я хорошо
запомнил, что бывший осел был одет в широкие зеленовато-желтые
брюки и пиджак с узенькими рукавами, а на голове у него был
пестрый берет с кисточкой.
Вернувшись домой, я начал обдумывать происшедший случай и
пришел к выводу, что все это мне показалось. Но спустя
несколько дней я начал встречать коротышек, которые были одеты
точно так же, как виденный мною бывший осел. Эти коротышки
вскорости получили название ветрогонов. Они хулиганили на
улицах, обижали прохожих, совершали разные дикие выходки и
вообще не умели себя вести по-коротышечьи. Поэтому я пришел к
выводу, что все эти коротышки вовсе не коротышки, а бывшие
ослы, то есть ослы, превратившиеся в коротышек.
Я не торопился сообщить в газету о своем научном открытии,
потому что не мог объяснить, почему в городе появилось такое
большое количество ветрогонов. Если допустить, что каждый
ветрогон -- это бывший осел, то останется непонятным, откуда у
нас взялось столько ослов. Насколько мне было известно, ослы у
нас имелись только в зоопарке. Обратившись к сотрудникам
зоопарка, я узнал, что в зоопарке было всего три осла, да и те
куда-то исчезли. Таинственное исчезновение трех ослов
подтверждало мою научную догадку о том, что эти ослы
превратились в ветрогонов, однако это не могло объяснить,
откуда взялись все остальные ветрогоны.
Несколько дней подряд я ломал голову и безуспешно пытался
найти ответ на этот вопрос. В конце концов в этом деле помог
мне случай. В доме, где я живу, по соседству с моей квартирой
живет коротышка, по имени Чубчик. Этого Чубчика я хорошо знаю и
даже лично знаком с ним. Он всегда был примерным малышом,
никогда не шалил, никому не грубил и вообще ничего плохого не
делал. Представьте себе мое удивление, когда я узнал, что
Чубчик стал ветрогоном. Нарядившись в широкие желто-зеленые
брюки и пиджак с узкими рукавами, он принялся хулиганить и
безобразничать на улице, так что никому не давал прохода. Если
бы я лично не знал Чубчика, то мог бы подумать, что ветрогоном
может стать только такое животное, как осел, но теперь для меня
стало ясно, что ветрогоном может сделаться и обычный, простой
коротышка.
Продолжая свои научные наблюдения, я убедился, что ветрогоны
бывают двух сортов. Ветрогоны первого сорта, или дикие
ветрогоны, -- это те, которые произошли от ослов. Ветрогоны
второго сорта, или домашние ветрогоны, -- это те, которые
произошли от простых коротышек. Дикие ветрогоны -- существа
глупые от природы, на них не действуют никакие воспитательные
мероприятия, поэтому, сколько их ни учи, они так ветрогонами и
останутся. Домашние ветрогоны -- существа более осмысленные, но
у них очень мягкий характер, поэтому они легко перенимают как
плохое, так и хорошее. Поскольку на диких ветрогонов
воспитательные меры не действуют, их необходимо превратить
обратно в ослов; тогда домашние ветрогоны не будут иметь перед
глазами плохих примеров и снова станут хорошими коротышками. И
тогда в городе опять восстановится нормальная жизнь. Никто не
станет ни бить нас, ни толкать, ни кусать, ни обливать водой и
так далее. В театре перестанут выворачивать все
шиворот-навыворот и мазать скамейки смолой. На концерты можно
будет ходить, не опасаясь услышать вместо музыки поросячий