Смекни!
smekni.com

Процессуальные особенности рассмотрения дел о лишении родительских прав (стр. 5 из 15)

Однако гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Частью 1 ст. 1 ГПК РФ установлено, что порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи – также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Следовательно, право обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц может быть установлено только федеральным законом.

Закон субъекта РФ не относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок гражданского судопроизводства, и поэтому не может предоставить право уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство исключает возможность обращения уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2004 г. (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г.)

По делам о восстановлении в родительских правах иски предъявляют родители» лишенные родительских прав, ответчиками в этих случаях выступают другой родитель либо опекун (попечитель), приемные родители или детское учреждение. Определение ответчика в этом случае диктуется тем обстоятельством, на чьем попечении находится ребенок (п. 2 ст. 72 СК и п. 19 Постановления № 10 Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г.).

Ребенок фактического участия в процессе (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 37 ГПК РФ) принять не может в силу своей недееспособности.

За ребенка такие требования предъявляют либо его законные представители, либо, в делах, связанных с защитой его права на воспитание, органы опеки и попечительства. Юридически же процессуальное положение истца занимает ребенок, поскольку во многих случаях он является субъектом спорного материального правоотношения и о его правах и законных интересах идет речь.

В литературе же достаточно давно была высказана обоснованная точка зрения о том, что ребенок является истцом по делу, возбуждаемому в его интересах.[4]

Действующее законодательство закрепило позицию, предусмотрев правило о том, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ).

Право на участие в гражданском процессе в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц предусмотрено действующим законодательством. Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Основанием участия этих органов в процессе является не только наличие специальных указаний в законе на возможность их участия в процессе в защиту прав и интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают.

Это в полной мере относится к их участию в спорах, связанных с воспитанием детей. Пункт 9 Постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. содержит конкретное указание на тех лиц, которые могут возбудить определенные категории дел по спорам о детях, а именно: орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, в частности, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.

При участии в процессе разрешения спора они входят в число лиц, участвующих в деле. Основанием их участия в спорах о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность в защиту интересов детей, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе в защиту своих интересов. При этом они могут участвовать в процессе по строго определенным категориям споров, определяемых характером их служебной компетенции, реализуя которую они защищают права и интересы детей.

В частности, органы опеки и попечительства являются участниками в спорах о лишении родительских прав.

Государственные органы, которым законом предоставлено право защищать права и охраняемые законом интересы других лиц, имеют право на защиту прав других лиц и участвовать в процессе по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-либо прав.

В соответствии со ст. 78 СК РФ «при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребёнка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства».

Орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты прав и законных интересов ребенка и по собственной инициативе.

Орган опеки и попечительства имеет право на предъявление иска об отобрании ребенка у лица, отстраненного от выполнения обязанностей по опеке (попечительству), отказывающегося передать его на воспитание органу опеки и попечительства (п. 16 Постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.). Данное право основано на содержании норм ст. 39 ГК РФ, согласно которой в случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) их обязанностей они могут быть отстранены от их выполнения (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ).

Закон предусматривает две формы участия в гражданском процессе органов опеки и попечительства (ст. 46 и 47 СК РФ): 1) возбуждение дела и 2) вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.

Участвуя в процессе, органы опеки и попечительства обосновывают требование об отобрании ребенка. Органы опеки и попечительства помогают суду правильно разрешить спор, связанный с воспитанием ребенка.

В силу возложенных на них обязанностей и в целях защиты прав и интересов детей органы опеки и попечительства не только могут, но и обязаны участвовать в гражданском процессе по всем гражданским делам, связанным с воспитанием детей, идет ли речь о возбуждении дела путем предъявления иска в защиту права на воспитание ребенка, или же речь идет о вступлении в процесс, начатый другими лицами, для дачи заключения по делу.

Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав без участия органа опеки и попечительства является безусловным основанием к отмене судебного решения.

В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, то возможно обращение последнего в суд, исходя из необходимости защиты интересов ребенка и в силу своей служебной компетентности.

Это может произойти в тех случаях, когда орган опеки и попечительства, получив сведения о невыполнении отдельными лицами их обязанностей по воспитанию ребенка или о наличии условий, создающих опасность для дальнейшего пребывания ребенка у этих лиц, часто при этом пользуясь материалами, предоставленными в его распоряжение администрацией детского учреждения (школы, детского сады и т.д.), органами внутренних дел (детской комнаты милиции) и т.д.

Предъявление иска органом опеки и попечительства обусловлено в этих случаях наличием юридической заинтересованности органа опеки и попечительства в исходе дела и вытекает из функций, возлагаемых на него законом, в силу обязанности добиваться защиты прав и интересов ребенка уже в рамках судебного разбирательства.

Действующее законодательство усилило защиту прав и интересов недееспособного или несовершеннолетнего, предусмотрев, что заявление в защиту законных интересов данных лиц в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (ч. 1 ст. 46 ГПК).

В законе указывается, что лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца (ч. 2 ст. 46 ГПК), за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности нести судебные расходы (ч. 2 ст. 46 ГПК).

Таким образом, по существу ст. 46 ГПК РФ регламентирует участие государственных и иных органов в гражданском процессе в случае возбуждения ими дела в защиту чужих интересов, когда они занимают положение так называемых процессуальных истцов[5].

Орган опеки и попечительства, являясь лицом, участвующий в деле, предъявляет иск не от имени ребенка, а от своего имени, следовательно, законным представителем ребенка в процессе не является и осуществляет все процессуальные права ребенка, который в процессе не участвует.

Специфика правового положения органов опеки и попечительства в случае возбуждения им процесса в защиту интересов ребенка, состоит в том, что недееспособное лицо (в данном случае ребенок) может участвовать в процессе только через своего законного представителя. Но в некоторых случаях это исключается по той простой причине, что в этих делах он не может участвовать в процессе ни лично, ни через своего законного представителя потому, что он сам недееспособен, не достиг определенного возраста, а его законный представитель занимает процессуальное положение ответчика, поскольку к нему предъявляется иск о лишении родительских прав и, естественно, он не может занимать в процессе положения лица, защищающего интересы ребенка.