Смекни!
smekni.com

Символика числа и значение фразеологических единиц с компонентом-числом (стр. 6 из 12)

Мы еще раз видим, насколько точно смысловой аспект истории совпадает с количественным: именно к 2000 году, когда количество населения земного шара приблизится к 6 миллиардам – человечество осознает, что дальше не может быть Истории, если оно не объединиться.

На число можно взглянуть с двух разных точек зрения. Во-первых, с отдельными числами или даже с арифметическими операциями в конкретных культурах связаны различные представления. Во-вторых, многие ученые, философы, поэты считают, что число стоит за словом, звуком и другими знаками, что именно число – основа поэзии, искусства и вообще мировоззрения. Число передает все оттенки смысла и правит миром.

Прежде всего, начнем с тех представлений и значений, которые приписываются отдельным числам в мифах, легендах, в религиозных философиях и даже в науке. Ведь одним из создателей учения о числе был известный ученый, математик – Пифагор.

Пифагор жил примерно в 570 – 500 г.г. до н.э. Про него известно не очень много подлинных фактов, но сложилось множество легенд о его мудрости и даже его полубожественном происхождении. Уже в зрелом возрасте (по легенде в 40 лет) Пифагор поселился в южно-италийском городе Кротоне. Здесь он открыл школу, в которой ученики не только учились, но и жили. Школу эту называли пифагорейским союзом (братством), а всех, кто принадлежал к ней – пифагорейцами.

Пифагор и его ученики верили, что числа обладают могущественной силой, что одни числа приносят добро и радость, богатство и хорошую жизнь, тогда как другие несут зло, горе, разруху и смерть. Главная задача математики, считали они, – это отыскать тайный «божественный смысл» числовых знаков. Даже душа каждого человека, по их мнению, связана с определенным числом; при этом она бессмертна и передается от одного человека к другому.

Пифагор разбил все числа на разные группы, например, на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими. Они выражали идею противоположностей, «противоположных начал», как говорили пифагорейцы. Кроме того, Пифагор выделил линейные (т.е. простые), плоские (в виде двух сомножителей) и телесные числа (в виде трех сомножителей). Он описал также совершенные, то есть натуральные, числа, равные сумме всех своих сомножителей и т.п.

Представление о числах как особых знаках существовало и на Востоке, например, у китайцев. Древние китайцы, как и древние греки, считали, что 1 – это мать всех чисел. Именно из единицы рождаются четные и нечетные числа. Китайский философ Лао-Цзы писал: «Одно рождает два, два рождает три …». Единица как бы соединяет в себе четное и нечетное, т.е. мужское с женским, а потому она является основой мира, из нее происходит весь наш мир. Но если она вбирает в себя всю Вселенную, все предметы и свойства, то тогда единица должна соединять в себе добро и зло, одновременно 1 – это и дух, и свет, и слава, но в то же время – это материя, тьма и позор.

2 – это начало неравенства и противоречия, причина разделения всего на земле. Двойку даже называли числом конфликта. Считалось, что весь мир разделен на два противоположных полюса (китайцы называли их «инь» и «ян»). Это свет и тьма, небо и земля, живое и неживое, мужское и женское.

С самой глубокой древности все, что выходило за пределы чисел 1 и 2, обозначалось словом «много». До сих пор в некоторых языках Австралии есть только два простых числовых знака – 1 и 2, а все другие знаки – сложные – образуются путем их комбинирования, например, 3 – это «один-два»; 4 – это «два-два» и т.п. Там, где имеются два элемента, говорили мудрые философы, обычно появляется третий как результат их соединения или союза.

Что касается числа 3, то в Древней Греции его считали объединяющим числом – символом живого мира, интеллектуального и духовного порядка. Это число называли совершенным. В школе Пифагора для него даже придумали специальное обозначение в виде треугольника.

Во многих языках первые три числа 1, 2 и 3 по своим правилам употребления в текстах резко отличаются от всех остальных. Число 3 встречается во многих пословицах, поговорках и устойчивых выражениях – фразеологизмах. Например, такие русские фразеологизмы, как «плакать в три ручья»; «гнать в три шеи» и т.д.

Во французской фразеологии:

jamaisdeuxsanstrois– Бог любит троицу;

l`hôteetlepoissonentriosjours(sent) poison– игость, и рыба через три дня становятся отравой.

Интересно, что в некоторых культурных традициях, например в древнекитайской, именно 3 считалось первым числом, оно открывало числовой ряд.

В различных мифологиях Вселенная состоит из трех компонентов: Неба, Земли и Воды. Измеряя, мы узнаем длину, ширину или высоту предмета. Время бывает прошлое, настоящее и будущее. Героями сказок являются три медведя, три сестры, три толстяка и др. Самые известные русские былинные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Символом Руси стала тройка запряженных лошадей, или, по словам Н. Гоголя, птица-тройка.

Число 3, по-видимому, любят все народы, все культуры. «Три брата» – немецкая и осетинская сказка, «Три сокровища» – японская сказка, «Три царя» – арабская, «Три источника» – турецкая. В романе Томаса Мэлори «Смерть Артура», написанном в XVв., мы находим множество фраз с числом 3: «Три дня и три ночи ехал король Марк и встретил трех рыцарей…»; «Три дня длился турнир …»; «Три девицы сидели на Михайловой горе у великана …»; и т.д.

Число 3 лежит также в основе построения, или структуры, целого ряда художественных произведений. Самый яркий пример – «Божественная комедия» итальянского автора конца XIIIв. – начала XIVв. Данте Алигьери. В этой поэме ровно три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой части 33 (т.е. 3 раза по 11) песни, не считая первой.

Поэма написана в поэтической форме трехстиший (терцины). В начале путешествия автора преследуют три зверя: пантера, волчица и лев.

Исключительно важную роль играет число 3 у народов, исповедующих христианскую религию. Его можно встретить в Библии и не один раз. Три ангела приходят к Аврааму с вестью о предстоящем рождении сына. Это так называемая ветхозаветная Троица. В Новом Завете говорится о единстве Отца, Сына и Святого Духа, т.е. триединстве. Волхвы приносят младенцу Иисусу три подарка и т.д.

Следующее за ним число 4 означает идеально устойчивую структуру. Оно используется в мифах о сотворении вселенной и ориентации в ней. Отсюда 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года, 4 эпохи в мифологии, 4варны (общественные группы) в древнеиндийском обществе. Поэтому приобретают особое значение такие четырехкомпонентные фигуры как квадрат и крест.

Число 4 было символом всего существующего на Земле, известного и неизвестного.

Число 5 – святое число для многих религий, прежде всего, буддизма и ислама. Из пяти элементов состоит мир, у нас пять чувств и т.д. Для пифагорейцев 5 стало символом брака, поскольку оно представимо в виде суммы двойки (мужского начала) и тройки (женского начала). Наконец, пятерка лежит в основе некоторых систем счисления (индейцы майя), потому что у человека 5 пальцев.

Шестерку пифагорейцы называли идеальным числом. Этот числовой знак древнегреческая культура наделила смыслом надежности и равновесия. Поскольку 6 делится и на 2, и на 3, то считалось, что оно как бы объединяет в себе все противоположное.

7 – это число тайны и загадки. Семь дней недели, семь основных планет, семь цветов спектра, семь нот. В мифах семь – одно из самых употребительных чисел, характеризующее количество главных богов, сказочных героев и т. п. В некоторых культурах существует семеричная система счисления. Не менее интересно, что число 7играет очень важную роль и в науке. Именно 7 характеризует объем оперативной человеческой памяти, и поэтому 7 элементов являются оптимальным количеством чего бы то ни было, что можно сразу воспринять или запомнить.

Знак 8 был у древних греков символом конца и смерти. Срок правления древнегреческих царей ограничивался восемью годами. Один раз, в каждые восемь лет полная луна (полнолуние) совпадает с самым длинным или самым коротким днем в году. Поскольку это совпадение можно наблюдать, оно легло в основу древнегреческого календаря. Знак восьмерки своей формой напоминает траекторию движения небес – спираль. Сходство восьмерки со знаком бесконечности (¥), по мнению древних астрономов, доказывает, что это движение неизменно и вечно.

9 называют знаком постоянства, мужества и жизненной стойкости. Девять есть конец, предел цифровой серии до ее возвращения к единице следующего десятка. Число 9 находится в непосредственной связи с числом 3, так что иногда о нем думают даже как о сложном знаке, говоря буквально трижды три, или усиленная тройка.

У православных народов на девятый день после кончины принято устраивать поминки по умершему.

Иудеи приписывают числу 9 значение истины, а монголы просто считают его священным числом. Совершая жертвоприношения, в девятый день мая, монголы собирали вместе девять кобылиц и освящали их.

Иным значением наделяли 9 якуты и буряты, для них это число обладает целебными и лечебными свойствами. Многим своим больным буряты давали сало медведя, т.к. оно содержит 9 лечебных свойств.

Число 10 в Древней Греции имело особое значение. Десять равно сумме первых четырех чисел: 1 + 2 + 3 + 4. Вследствие этого оно получило особое название – «великий тетраксис», что означает великая четверка. Пифагорейцы считали его знаком полноты и гармонии.

Из произведения 3 и 4 возникает число 12, которое также очень употребительно в разных культурах: 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов, 12 верховных богов в некоторых религиях.