Смекни!
smekni.com

Орхидеи (стр. 25 из 39)

То, что вы перед собой видите, является ошибкой в цветочной морфологии и называется пелорическими цветами. Эти ошибки в морфологии растительной структуры случаются различными путями. Peloria - неправильная регулярность, происходящая в обычно нерегулярных цветах. Это происходит, когда петалии берут цвет и/или форму губы, или могут быть между этими двумя крайностями.

Если в природе некоторые пелорические цветы получаются случайно, например, под влиянием экологических изменений, то в продажу поступают растения, полученные мериклональным способом размножения. Это возможно по той причине, что пелория - генетически заложенная особенность, но всё же не всегда устойчива, и растение ещё может изменить форму цветка в следующем соцветии.

В качестве примера, когда петалии берут окраску губы, возьмём Cattleya intermedia variety aquinii. Она имеет белые цветы, и помимо красно-фуксиевого мазка на губе, есть такие же отметины на петалиях. Благодаря гибридизации, сейчас продаётся очень много каттлей, обязанных окрасом петалий пелорическому гену.

Обратим внимание и на Dendrobium Classic Gem, цветы которого демонстрируют, так называемую, "обратную" пелорию, когда губа выглядит как петалии.

Кто-то находит такие цветы очаровательными, а кто-то, наоборот, считает их уродливыми, и совершенно не считают пелорию достойным свойством орхидеи, по которому её следует выбирать. Высказываются мнения, что пелорические цветы деформированы, и что пелорические орхидеи должны быть автоматически дисквалифицированы в конкурсах, например, AOS (Американское общество любителей орхидей). Некоторые так же считают, что цветы Dendrobium Classic Gem уже не являются истинными для орхидей, соответственно и не выращивают, и не оценивают его.

Несмотря на то, что AOS не имеет определённой позиции в отношении пелорических цветов, тем не менее, оно называет их деформированными, и этот термин может быть истолкован не совсем верно. Деформация в словаре переводится как физический недостаток или искажение, обезображивание. Пример деформации - спинной или брюшной раскол в пафимопедилуме, в цветке, который обладает двумя колонками, или цветком, где недостает некоторых частей.

Цветы пелорик - это мутации, которые произошли случайно, естесственным или вынужденным образом в цветках орхидей, и эти мутации - часть эволюции. В AOS оценка критериев качества цветка основывается на признании превосходства и совершенства какого-либо типа цветка над другими. При этом считается, что новое растение должно иметь превосходящее качество и лучшие особенности перед другими. Пелорические цветки могут считаться новой формой, но будут ли они являться превосходящей - спорный вопрос.

Род Cattleya (крупноцветковые виды)

Когда странствующий собиратель растений по имени Вильям Свэнсон переслал связку необычных, с лавандовыми цветками растений (как он думал - паразитов) в Ботанический сад Глазго в 1817 г., он открыл двери бурному потоку возбуждения, захлестнувшему весь садоводческий мир в последующие столетия.

Эти растения Свэнсон обнаружил во время исследований дождевых джунглей провинции Пернамбуку в северной Бразилии. Когда Свэнсон прибыл туда в декабре 1816 г., растения предстали перед ним во всей красе, и он, не откладывая в долгий ящик, собрал их и отправил в Шотландию.

По просьбе Свэнсона Ботанический сад передал несколько растений известному любителю тропических экзотов Вильяму Каттлею, и он в ноябре 1818 г. добился цветения одного экземпляра в собственной теплице в Барнете (Англия). Свэнсон знал, что Каттлей хотел приобрести растения, собранные в Пернамбуку: будучи увлеченным человеком, он собирал любые тропические новинки, которые можно было найти.

Пернамбукские орхидеи имели цветки, ставившие их вне конкуренции, благодаря эффектности формы, размера и расцветки. Они даже обладали сладким ароматом! Каттлей был счастлив, и новые растения вскоре стали фаворитами его коллекции.

С целью систематизировать и описывать свои тропические прелести, проводить инвентаризацию коллекции, Каттлей привлек молодого ботаника Джона Линдлея. Тот справился со своей задачей и впоследствии написал труд “Антология Ботаники” (Collectanea Botanica), увидевший свет в 1821 г. В нём он сделал научное описание бразильских растений Свэнсона, но назвал их не в честь первооткрывателя, а в честь В. Каттлея, которому был сильнее благодарен за покровительство и предоставленную работу. Хотя... под номером 33 в “Collectanea Botanica” Линдлей установил новый род орхидеи для свэнсоновских растений - Cattleya . Первый и единственный вид каттлеи, озвученный Линдлеем был - Cattleya labiata , что значит “Каттлея губастая”. И в таком виде это вряд ли являлось идеальным комплиментом. Так или иначе, но публикация “Антологии Ботаники” представляла собой великий день орхидной истории, так как новый род Cattleya , стал одним из наиболее популярных и блистательных представителей семейства орхидных в течение многих последующих лет.

В начале 1800-х гг. в Бразилию хлынул поток “любителей природы”. Были среди них и охотники за каттлеями. Однако они рыскали в стороне, всего лишь на полпути к каттлейному раю - вблизи крупного порта Рио-де-Жанейро. Все дело в том, что первые авторы неверно описали открытие Cattleya labiata , предположив, что Свэнсон работал в этих же местах. Ведь Свэнсон отправлял крупные партии растений из Рио-де-Жанейро перед отъездом из Бразилии - вот и подумали, что все свои орхидеи он нашел “не отходя от кассы”. Но горе - писатели не знали, что Свэнсон начал свой маршрут в Пернамбуку, и именно оттуда происходили образцы Cattleya labiata . Свэнсон переехал в Рио-де-Жанейро несколько позже. Спустя некоторое время садоводческий мир обалдеет от Cattleya labiata . Свэнсон же к этому времени уехал исследовать дебри Новой Зеландии, где никто не мог его отыскать и расспросить о бразильских находках, прояснить суть дела.

В 1836 г., когда другой английский натуралист - Джордж Гарднер, - путешествовал по Бразилии, миф о местонахождении Cattleya labiata стал еще более туманным и путаным. Гарднер умудрился не распознать орхидею Laelia lobata и принял ее за C Cattleya labiata . Таким образом, местонахождение Laelia lobata в Органских горах у Рио-де-Жанейро внезапно стало “новым местонахождением” Cattleya labiata.

Пернамбуку больше чем на тысячу миль удален от Рио-де-Жанейро. Возникший миф “О том, что Cattleya labiata была обнаружена в Органских горах”, породил проблемы в орхидейном мире. Измотанные охотники за растениями утюжили джунгли Рио-де-Жанейро и соседней провинции Minas Gerais в течение 70 лет. Все это время они безуспешно пытались найти легендарную Cattleya labiata. Эта каттлея стала считаться “потерянной орхидеей”, и лишь немногие растения данного вида, которые существовали в культуре, возбуждали европейских коллекционеров. Они хотели во что бы то ни стало отыскать новые каттлеи и добавить их к установленному Линдлеем роду.

Cattleya labiata была первой из 17 крупноцветковых видов каттлей, открытых европейскими коллекционерами в течение XIX века. Это была нелегкая работа - отыскивать новые виды, - потому что они были надежно скрыты в туманных высокогорных лесах гигантских Анд. Там, в непроходимых джунглях, путешественники сталкивались и со смертельными болезнями, и с враждебными аборигенами. Много охотников за орхидеями не вернулись, приняв мучительную смерть.

Поразительно, но второй крупноцветковый вид каттлеи, взошедший на горизонте Европы, был открыт не в XIX веке. Это случилось на 44 года раньше открытия первой каттлеи - лябиаты! Заслуга принадлежит двум испанским ботаникам - Ruiz ”у и Pavon”у. Гербарные образцы этих ученых были отправлены из Перу в Испанию в 1777, и не “видели” белого света до 1831 г., когда Джон Линдлей исследовал их и описал как новый вид “Cattleya maxima”. Проблема была в том, что в 1831 г. никто не видел живое растение Cattleya maxima и тем более никто не знал, где ее можно найти. Но зато теперь были известны два крупноцветковых вида каттлей, к сожалению, всё также “потерянных”, и горе садоводческого мира в 1830-ых годах было беспредельным.

В 1836 г., был открыт третий вид - крупноцветковая Cattleya. На сей раз в Венесуэле - ливерпульцем Джорджем Грином. Это случилось спустя 18 лет после появления на мировой арене первой каттлеи. В 1836 Вильям Джексон Гукер, профессор университета Глазго, получил несколько цветков каттлеи от знакомой Дж. Грина - госпожи Мосс из Оттерпуля. Госпожа Мосс также послала рисунок растения, сделанный ей самостоятельно. Цветки нового вида были необычно крупные - 22 см в поперечнике, и рядом с ними линдлеевская Cattleya labiata выглядела просто малышкой.

Гукер опубликовал описание Cattleya mossiae в “Ботаническом Журнале Куртиса” (65: 3669) назвав растение в честь ее хозяйки - госпожи Мосс. Он отметил, что Cattleya mossiae отличался от Cattleya labiata более многочисленными побегами, крупными цветками, их более широкими чашелистиками и лепестками, а также цветными штрихами на губе. Что Гукер пропустил в своем описании - так это то, что Cattleya mossiae цветет весной, в то время как Cattleya labiata - осенью. Это существенное различие в периоде цветения было намного более значимым для обоснования видовой самостоятельности Cattleya mossiae по сравнению с приведенными Гукером внешними отличиями: размером цветка, широкими лепестками, разветвленным корневищем и структурой губы. Опубликованная вместе с описанием иллюстрация классической Каттлеи Мосс показывала лепестки, направленные вниз и вперед, а также глубоко заштрихованную губу. Однако Cattleya mossiae также имеет расы с прямыми торчащими лепестками, как и у Cattleya labiata , а также имеют идентичную родственному виду расцветку губы. Так что Гукер был не в состоянии ответить, чем его Cattleya mossiae действительно отличалась от некоторых разновидностей Cattleya labiata . Это было обусловлено дефицитом прижизненных особенностей растений, например сезона цветения. Описание Гукером Cattleya mossiae как нового вида стало ориентиром в систематике крупноцветковых каттлей, представило точку отсчета для видов, которые открывались впоследствии. Cattleya mossiae облегчила ботаникам подтверждение статуса вида для растений, которые были настолько похожи, что старые правила описания новых видов становились непригодны для использования. Cattleya mossiae Гукера показала ясно и недвусмысленно, что не каждая крупноцветковая лавандовая Каттлея, обнаруженная в джунглях Южной Америки - разновидность Cattleya labiata .