Иррационализм (лат. — неразумный, бессознательный) — философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности.
Искусство — один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности. Как степень совершенствования технологий, искусство включает в себя овладение различными приемами, художественными методами, расширением композиционных и сти-
501 листических возможностей, изобразительно-выразительных средств искусства. Эта грань искусства по-новому осознается в условиях сложившейся техносферы, когда появляются новые технические искусства, а в традиционных искусствах проявляются тенденции на интеграцию и синтез. Как результат человеческой деятельности, искусство представлено в артефактах художественной культуры (ценностный аспект), в научных идеях и концепциях, интерпретирующих искусство, в процессе художественного творчества и восприятия. Степень развития личности выражается в реализации художественных способностей и расширении творческих возможностей человека. Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.
Ислам (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Муххамад, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского вероучения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной, священной книгой; вера в воскресение мертвых и конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.
Канон (греч. — норма, правило) — система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
Катарсис (греч. — очищение) — термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека — очищение через сострадание и сопереживание.
Кич — этимология этого слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. — по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. — «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления. Кич — специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художествено-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Контекст (лат. — тесная связь, соединение, согласование) — общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.
Контркультура (лат. — против) — направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 — 70-х гг. XX в. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура ставит своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. В 70-е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.
Креационизм (лат. — создавать) — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира.
Культурогенез — процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.
Магия (греч. — волшебство, колдовство) — совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия — одна из форм древней духовной культуры.
Мандала — в широком смысле — это все окружающее пространство, вмещающее в себя землю и галактику, человека и атом. Принцип Мандалы позволяет человеку отражаться в космосе, а Вселенной — в человеке. С санскрита слово «мандала» переводится как «круг», «центр». В восточной культуре Мандала представляет собой круг как символ Вселенной, космоса в его бесконечности и вписанный в него квадрат как символ земли, мира, творимого человеком. Наиболее распространенная схема мандалы представляет собой круг, описанный вокруг квадрата, в который, в свою очередь, вписан сегментарный восьмиугольник, цветок лотоса, символизирующий женское начало, детородное лоно. Стороны квадрата, ориентированного по горизонтальным координатам Вселенной, и примыкающее к кругу внутреннее пространство имеют цветовую окраску: в ламаизме центр — голубой, север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный. Тобразные врата, находящиеся по четырем сторонам квадрата, иногда заканчиваются полукругом или крестом. В центре помещается объект поклонения либо его символ
(например, ваджра — символ активности, мужского
503 начала, сострадания, прочности, неуничтожимости, атрибут многих будд и бодхисатв в виде скипетра). В культуре разных народов Мандала — универсальный символ гармонии, целостности, становления отношений между человеком и миром, символ колеса жизни и смерти, календарных и космических циклов, движения звезд и планет во Вселенной. По принципу Мандалы древние друиды в Англии создали монументальный мегалитический комплекс Стоунхендж, в котором современные исследователи видят не только проекцию мироздания и выражение религиозно-эстетических потребностей, но и одну из первых астрономических обсерваторий, воплощение знаний о космосе, движении светил, смене земных сезонов.
Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. п.
Ментальность — мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Ментальность является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.
Мимезис (греч. — подражание) — термин введен Аристотелем, означает способ художественного творчества (преимущественно в искусстве) и выражается в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Мимезис — основа натурализма в искусстве.
Наука — сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об окружающей действительности.
Ноосфера (греч. — ум, разум + шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И.Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе ее развития и сопоставимой по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами.
Прогресс (лат. -- движение вперед) — переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому и совершенному.
Профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творческисозидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Рационализм (лат. — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения.
Семиотика (греч. — знак) — наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также общения). Выделяют три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношения знаковых систем с теми, кто их использует.
Символ — универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символ — 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.