Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Особенности культурологии (стр. 5 из 128)

К. Ясперс............................................................................................................................................... 277

Современная техника................................................................................................................. 277

Техника как средство ............................................................................................................ 278

Рассудок ................................................................................................................................. 278

Власть..................................................................................................................................... 278

Виды техники......................................................................................................................... 278

Открытие и повторяющаяся работа..................................................................................... 279

Великий исторический перелом в развитии техники......................................................... 279

Оценка современной техники............................................................................................... 279 Отдаление от природы и новая близость к природе........................................................... 280 а) Прежде всего, — красота технических изделий............................................................. 280

б) Далее техника создает огромное расширение реального видения................................. 280

в) И наконец, складывается новое мироощущение ............................................................. 281

Неверное представление о границах техники..................................................................... 281

1. Техника — средство, которое должно направляться определенным образом ............. 281

2. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным. 281

3. Техника всегда связана с материалом и силами, которые ограничены ........................ 282

4. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом................................. 282

5. Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью..................... 282

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 283

Ж. Эллюль............................................................................................................................................. 283

Другая революция...................................................................................................................... 283

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 284

М. Хайдеггер......................................................................................................................................... 284

Вопрос о технике ....................................................................................................................... 284

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 288

П.К. Энгеймейер................................................................................................................................... 288

Технический итог XIX века ...................................................................................................... 288

Культура и цивилизация................................................................................290

Н. Бердяев ............................................................................................................................................. 290

Письмо тринадцатое. О культуре ............................................................................................. 290

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 291

Г. Г. Шпет.............................................................................................................................................. 291

Эстетические фрагменты........................................................................................................... 291

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 292

С. Н. Булгаков....................................................................................................................................... 292

Догматическое обоснование культуры.................................................................................... 292

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 292

В. И. Вернадский.................................................................................................................................. 293 Несколько слов о ноосфере ........................................................................................................... 293

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 297

А. Чижевский........................................................................................................................................ 297

Колыбель жизни и пульсы Вселенной ..................................................................................... 298

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 301

Н. К. Рерих............................................................................................................................................ 301 Синтез......................................................................................................................................... 302

Культура — почитание света.................................................................................................... 302

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 302

К. Лоренц .............................................................................................................................................. 303

Восемь смертных грехов цивилизованного человечества...................................................... 303

Глава 10. Резюме ............................................................................................... 303

Проверьте себя!.............................................................................................................................. 304

Алгоритмы методики......................................................................................304

Рекомендуемая литература............................................................................306

Учебники и учебные пособия по культурологии: ............................................................... 306

Список литературы ко всем темам:....................................................................................... 306

Литература к теме 1.............................................................................................................................. 306

Литература к теме 2.............................................................................................................................. 306

Литература к теме 3.............................................................................................................................. 307

Литература к теме 4.............................................................................................................................. 307

Литература к теме 5.............................................................................................................................. 308

Литература к теме 6.............................................................................................................................. 308

Литература к теме 7.............................................................................................................................. 308

Литература к теме 9.............................................................................................................................. 309

Литература к теме 10............................................................................................................................ 309

Темы рефератов ...............................................................................................311

Краткий терминологический словарь.........................................................312

Содержание .......................................................................................................322

ВВЕДЕНИЕ

Культурология относительно недавно вошла в перечень учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта, и сегодня она изучается практически во всех технических вузах России. Подавляющее большинство из этих вузов за последние годы стали называться университетами. Всегда ли этот статус оказывается подтвержден уровнем и содержанием того образования, которое дается в тех или иных стенах?

Что означает университет для европейской культуры? Если согласиться с тем, что:

университет — это символ науки и культуры, где главная ценность — человеческая личность, а цель — свободное и многогранное развитие человека, ибо того требует растущая взаимозависимость в науке и мире в целом; университет — не конвейер для "подготовки специалистов", а поприще для

развития интеллектуальных способностей каждого; университет — это храм, где каждый дышит воздухом свободы и прогресса, то становится понятным, что данные цели и задачи в рамках университетского образования — каким бы оно ни было: "классическим" или техническим — невозможно решать без такой дисциплины, как культурология.

Культурология постепенно занимает место базисной дисциплины в социальногуманитарном блоке. В своем институциональном становлении она прошла, на наш взгляд, два этапа.

Первый, 1987 — 1990 гг., — период формирования новой дисциплины, характеризовавшейся, во-первых, неясностью целей (она формулировалась чаще всего как общекультурная), во-вторых, размытостью и большим разбросом учебных форм (в одних случаях это были только лекции, в других — только практические занятия, в третьих — посещение музеев и концертов, в четвертых — чтение авторских спецкурсов), в-третьих — отсутствием единой организационной структуры (в ряде вузов были сразу созданы специальные кафедры, и первой среди них — кафедра в МГТУ им. Н. Э. Баумана,

3

во многих вузах были выделены секции на кафедрах истории или философии).

В этот период новые курсы чаще всего рассматривались в качестве противовеса идеологизированным общественным наукам, что, впрочем, таковым и было. И потому не придавалось существенного значения структуре и специфике предметного поля культурологии. Как правило, это были курсы по истории и теории мировой культуры, ограниченные, в основном, культурой художественной. Да и сам термин "культурология" появился не сразу. Этот период вполне описывается одним из "опытов" Мишеля де Монтеня: "Я знаю, от чего я бегу, но не знаю, чего ищу". Для преподавания новой дисциплины были характерны эклектизм, непрофессионализм и текучесть педагогического состава: привлечение специалистов, ранее в вузах не работавших, в частности, академических ученых, искусствоведов, музейных работников и т. п., что не всегда давало положительный эффект.

К 1991 г. был уже накоплен значительный опыт, предмет занял стабильное место в учебном процессе. Тогда и возникла проблема структуры, содержания и форм учебного курса. Курс должен был обрести свой облик в системе университетского технического образования. Ясно, что наряду с фундаментальными проблемами культурологии, составляющими основу ее как научной и учебной дисциплины, необходима акцентировка таких аспектов, которые играют существенную роль не только в общекультурном развитии студентов, но и в формировании представлений о профессиональной инженерной культуре.

Исходя из этого, цели социально-научного и гуманитарного образования в техническом университете могут быть сформулированы следующим образом:

— формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;