Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) ||
slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Номера страниц - внизу update 19.12.06
Культурология Под редакцией Т. Багдасарьян
Учебник для студентов технических вузов
Под редакцией Т. Багдасарьян
Издание третье, исправленное и дополненное
Допущено
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим
специальностям Москва
УДК 008 ББК 71 К 90
Авторский коллектив: Н.Г. Багдасарьян (руководитель авт. колл.) — введение, гл. I: темы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10; гл. II, III, IV; А.В. Литвинцева — гл. I: темы 3, 6, 9, 10; гл. III, IV; И.Е. Чучайкина — гл. I: темы 1, 7; гл. Н, III, IV, V; И.А. Акимова - гл. III, IV, V; Ю.П. Полуэктов — гл. I: тема 8; Г.В. Иванченко — гл. Г. тема 4; А.В. Чернышева — гл. И; метод. обработка текстов хрестоматии — Н.Г. К90 Багдасарьян, И.Е.
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г.
Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
Чучайкина Рецензент: заведующий сектором философии техники Института философии РАН, доктор философских наук, профессор В. М. Розин
Культурология — новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.
Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический словарь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.
Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев. УДК 008 ББК 71
© ГУП «Издательство «Высшая школа», 2001
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещено.
Электронное оглавление ....................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................10
Морфология культуры ............................................................................................................ 11
Мир через культуру...........................................................................................13
1. ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА......................................................................... 13
1. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания?................................................ 13 2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины? ................................................... 17
3. Какова история и логика становления понятия "культура"? .......................................................... 18 Иоганна Готфрида Гердера (1744—1803) ............................................................................. 18
Вильгельм фон Гумбольдт (1769 — 1859) подчеркивал...................................................... 18
Иммануил Кант (1724 —1804) ............................................................................................... 19
Готлиб Фихте (1762 — 1814................................................................................................... 19
Эдуард Бернард Тайлор (1832—1917)................................................................................... 19
Герберт Спенсер (1820 — 1903),............................................................................................ 19
Освальд Шпенглер (1880 — 1936)......................................................................................... 20
Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 — 1955) и Бронислава Малиновского
(1884 — 1942) .......................................................................................................................... 20 Зигмундом Фрейдом (1856 — 1936),..................................................................................... 20 культурологический метод анализа....................................................................................... 21 4. Предмет и методы культурологии .................................................................................................... 21 компаративный анализ............................................................................................................ 22 методы математического моделирования ............................................................................. 23
5. Рассмотрим подробнее специфику социальной и гуманитарной культурологии......................... 23
6. В чем смысл логоса и хаоса как полярных категорий культурологии?......................................... 24
7. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни.................. 26
"Техне"...................................................................................................................................... 26
8. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления?.......... 28
Таблица 1 ............................................................................................................................. 29
9. Место культурологии в системе инженерного образования........................................................... 29 Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки.................................................................... 30
Темы рефератов и творческих заданий .......................................................................................... 31
2. ТЕМА. СУЩНОСТЬ И СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ............................................................... 31
1. В чем причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры? ............ 31
2. Как можно классифицировать определения культуры?.................................................................. 32
3. Основные культурологические школы и направления ................................................................... 33 Эрнст Кассирер (1874—1945),................................................................................................ 36
Клод Леви-Стросс (р. 1908),................................................................................................... 36
Ролан Барт (1915 —1980),....................................................................................................... 36
Жак Лакан (1901—1981),........................................................................................................ 36
Юрий Михайлович Лотман (1922—1993),............................................................................ 36
4. Каковы сущностные характеристики культуры?............................................................................. 37
5. Каковы смыслы культуры?................................................................................................................ 37
6. Что собой представляют структура и функции культуры?............................................................. 38 Темы рефератов и творческих заданий .......................................................................................... 41
3. ТЕМА. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.................................................................................... 41
1. Истоки проблемы типологической классификации культуры ....................................................... 42
2. Понятия типа, типологии и типологизации культур....................................................................... 43
3. Как осуществляется типологизация культур?.................................................................................. 43
4. Характеристика некоторых типологических моделей культур...................................................... 46 Этнографическая типология культур..................................................................................... 46 хозяйственно-бытовая............................................................................................................. 46 Типология культур Н. Я. Данилевского ................................................................................ 47
Типология культуры О. Шпенглера....................................................................................... 49
Типологическая модель Ф. Ницше......................................................................................... 50
Типология культуры П. Сорокина. ........................................................................................ 50
Типологическая модель культуры К.Ясперса....................................................................... 51
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки.................................................................... 53
Темы рефератов и творческих заданий .......................................................................................... 54
4. ТЕМА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА .................................................................. 54
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики?................................... 54
2. Каково отличие понятия "динамика" от понятия "прогресс"?........................................................ 54
3. Две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику ............................................... 55
4. Каковы основные направления представлений о социокультурной динамике?........................... 56
5. Идеи цикличности и волновых колебаний....................................................................................... 56
6. В чем суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику? ................................... 59
7. Предпосылки синергетического подхода......................................................................................... 62
8. Ключевые понятия синергетической парадигмы............................................................................. 63
9. Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов..................................... 63 Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки.................................................................... 65
Темы рефератов и творческих заданий .......................................................................................... 66
5. ТЕМА. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ.................................................................................................. 66
1. Понятие языка культуры.................................................................................................................... 66
2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры — одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни?......................................................................................................................................... 66
3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры?...................................................... 67
4. Каким образом можно классифицировать языки культуры?.......................................................... 68 — естественные языки............................................................................................................ 68
— искусственные языки.......................................................................................................... 68
— вторичные языки................................................................................................................. 68