и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;
и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;
и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;
от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;
и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами,
и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа.
И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя..."
[1 Цар. 8, 10-22].
Первым царем израильским был поставлен Саул. Вторым Давид, а третьим Соломон и каждому из них посвящены соответственно Первая, Вторая и Третья книги Царств. Описания жизни первых трех Израильских царей читаются легко, как исторические хроники.
На некоторых моментах жизни царя Соломона хотелось бы остановиться подробнее.
Соломон
У царя Давида было много жен и детей. Первенец его Авессалом поднял мятеж против отца своего и был убит. Скорбь Давида была безмерна. Адония, второй сын, родившийся после Авессалома, был очень красив и Давид баловал его.
"Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов.
Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома".
[3 Цар. 1, 5-6].
Позже Давид взял в жены Вирсавию. Первенец их был поражен Господом в наказание за то, что неправедно была взята Давидом Вирсавия у мужа ее Урея Хеттеянина. После смерти младенца царь Давид был долго безутешен. Но вскоре у них родился второй сын. Назвали его Соломон. И обещал Давид Вирсавии, что будет Соломон царем.
Когда царь Давид состарился и был уже при смерти, Адония решил провозгласить себя царем.
"Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том?
Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона.
Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: "сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем"? Почему же воцарился Адония?
[3 Цар. 1, 11-13].
Они пошли к царю Давиду и Давид сказал Вирсавии:
"Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня".
[3 Цар. 1, 30].
Соломон стал царем. Адония был прощен Соломоном.
"И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет".
[3 Цар. 1, 52].
После смерти царя Давида, через некоторое время, Адония пришел к Вирсавии и сказал:
"И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю".
[3 Цар. 2, 17-18].
Вся предыдущая история была приведена для разбора именно этого случая. Ависага была формально последней женой царя Давида.
"И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю.
Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее".
[3 Цар. 1, 3-4].
Именно эту девицу попросила Вирсавия в жены Адонии не ведая к чему это может привести. Гнев Соломона был страшен:
"И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.
И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть.
И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер".
[3 Цар. 2, 21-25].
Почему Соломон убил Адонию? Чем была опасна женитьба Адонии и Ависаги?
Адония старший брат Соломона. У Адонии есть свой священник и свой военачальник. У него все готово для овладения престолом. Нужна только одна деталь. Соломон стал царем только потому, что царь Давид сам объявил его наследником и царем. Но если Адония возьмет в жены Ависагу бывшую жену царя Давида, то он получит неоспоримое право на престол. Это и есть то "лукавство", от которого предупреждал Адонию Соломон. Соломон верно разгадал куда Адония клонит и приказал убить его.
Получение права на место вожака через овладение его гаремом – хотя и устаревшее, но все еще действующее положение. Эта история из той же серии, что история Ноя и его сына Хама, Якова и его сына Рувима, которые мы рассматривали выше.
И когда утвердилось царствие Соломона, он принес большие жертвы Богу и
"В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе".
[3 Цар. 3, 5].
Проси, что дать тебе. Здесь проверяется Соломон и он находит верный ответ.
"Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, -
вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои;
и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои.
[3 Цар. 3, 9-14].
Соломон получает сердце мудрое и разумное, чтобы судить народ. Очень скоро проявится эта мудрость, и Соломон станет первым, кто станет величаться мудрым.
В чем же мудрость Соломона? В том, что ему была дана способность различать добро и зло? Нет, он не знает, что есть добро и зло, ибо это знание только у Бога, но он различил зло и насилие.
Соломон постиг истину, что есть судья небесный и есть судья земной. Есть вопросы, в которых только царь небесный принимает решение, а есть вопросы, которые вправе разрешать царь земной. Различил это Соломон. Решительно и жестоко, используя всю мощь власти государя, судил он там, где мог судить только земной царь и не вмешивался, и не давал никому вмешиваться и судить там, где судит только царь небесный.
Соломон сумел различить зло и насилие. Жестко и решительно действуя в разрешении деяний, связанных с насилием и посягательством на чужую собственность, он полностью игнорировал государственное (силовое) вмешательство в вопросы связанные с добром и злом.
Злые и добрые поступки человеческие рассудит Всевышний на страшном суде. Поэтому и не может знать человек, что такое добро и что такое зло для всех людей, а может только предполагать, что такое зло и что такое добро для себя самого. Только насилие распознаваемо человеком вне себя и только здесь может быть избран из людей судья для всех.
Неразрешено было человеку есть с древа познания добра и зла. И не потому, что не желал Всевышний, чтобы человек стал равным Богу, а потому, что не властен человек над этим познанием: познанием добра и зла.
Но не выдержал обольщения человек и съел плодов с древа познания добра и зла. Впал в грех. Но плоды-то он съел, а познание добра и зла не получил. Обманул его змей: он ведь только обольщал человека и ничего не гарантировал.
Распознал эту мудрость Соломон и не преступал пределы дозволенного судье-человеку. И не решал он дела о добре и зле, а решал, как царь, дела только о насилии.
Первое же дело о младенце, разрешенное им, получило название "Соломонова решения" и прославило его среди народов на все времена.
Две женщины родили детей в одно и то же время. Но однажды ночью, одна из них заспала своего младенца, и он задохнулся и умер. Проснувшись, эта женщина, увидев, что ее ребенок умер, поменяла его на ребенка другой женщины. Наутро, та другая, найдя у себя мертвого ребенка, не признала его своим, потребовала вернуть своего ребенка. Дело дошло до суда.
"И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она – его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд".
[3 Цар. 4, 23-28].
Разобраться в том, кому и что принадлежало и как поменялся хозяин, – в принципе возможно. Преступление против собственности можно раскрыть: всегда найдутся какие-нибудь Пуаро, Шерлок Холмс или Соломон. А вот решить вопрос о добрых и злых поступках человеку не под силу в принципе. Это поле закона судьи небесного. Поэтому в решение вопросов о том, какие капища и каким богам можно ставить, а какие нельзя, Соломон не вмешивался и не решал властью царя.