"Адам познал Еву, жену свою и она зачала, и родила Каина, и сказала, приобрела я человека от Господа".
[Быт. 4, 1].
Познал. Это слово надо понимать в буквальном смысле. Именно познал, принял как человека и нарек имя (образ и знак): Ева.
И только от человека мог родиться человек: и родила Каина, и сказала, приобрела я человека от Господа.
Каин
Только после познания Адамом жены, признания ее как человека и наречения ее именем, стало возможным признавать человеками и детей их. В знак этого и дети получают имена.
"И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин земледелец".
[Быт. 4, 2].
Только теперь дети приняты как человеки и получают имена. И только теперь возникла первая полностью человеческая семья.
Имена Каин и Авель не случайны. Каин (от глагола "канах") – приобретать; "приобрела я человека от Господа". Авель (хевель или хебель) – ничто.
Дальнейший конфликт между Каином и Авелем может быть понят как борьба того, что приобретено от Духа Святого с тем, что было названо небом (или Ничто). И победителем выходит Каин.
Если земля (Мир) побеждается, заселяется человеком физическим, то небо (Ничто) побеждается, заселяется человеком духовным, который приобретен от Господа (Святого Духа). О этой последней победе и идет речь.
В то же время, конфликт между Каином и Авелем может быть понят как следствие работы крепнущего человеческого сознания. Сознание дает возможность преодолевать звериные инстинкты. Результаты этого преодоления могут быть поначалу самыми неожиданными; как положительными, так и отрицательными.
"Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу;
и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их..."
[Быт. 4, 3-4].
Это первый случай упоминания дара Господу. И это чисто человеческое проявление: отказ от чего-то очень нужного для себя, отложив его для целей, которые в живой природе у зверя возникнуть не могут. Зверь, ни под каким предлогом, не может добровольно отдать добычу, еду на какие-то абстрактные цели. Зверь это не умеет: он полностью во власти инстинктов и рефлексов. Человек же стал своим сознанием преодолевать инстинкт.
Можно сказать, что это стало как бы предвестником возникновения будущей торговли и накопления капитала.
Но здесь же проявляется и негативная сторона:
"... И презрел Господь на Авеля и на дар его;
а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его"
[Быт. 4, 4-5].
Не выдержал Каин конкурентной борьбы. Не знал он еще, что здесь в большей степени правит случай (или Бог) и нет причин для огорчения: будет еще шанс, дела поправятся. Но Каин огорчился. Из-за чего? Из-за того, что брат его более удачлив. Но это состояние не ведомо миру зверя. Это первое проявление человеческого, не звериного, качества: желание иметь такие же способности, как у другого – зависть. Звери не могут завидовать. Зверь может пожелать добычу, которую захватил другой зверь. Но пожелать качества другого зверя – никогда. Вот и проявилось первое человеческое качество у Каина. Но это качество – еще новое, не испытанное, не познанное, и Бог дает напутствие:
"И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился и отчего поникло лицо твое?
если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".
[Быт. 4, 6-7].
Здесь впервые упоминается грех. Грех – не просто попытка различить добро и зло, а попытка насильственного действия на основе оценочного суждения добро–зло, хорошо–не хорошо.
Но напрасны предупреждения:
"И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил".
[Быт. 4, 6-7].
Каин решил, что если не будет Авеля, то ему достанется все предрасположение Господа. И убил.
Будь он не человек, а зверь – не убил бы. Нет мотива. Но и с точки зрения права или морали, поступок Каина еще никак не мог быть оценен: их еще не было.
Впервые пожелал Каин человеческое, а не звериное. А как получить это новое желаемое? Так, как это делалось раньше. Так, как это делается у зверей. Отнять. Другого способа еще не было. Но это специфическое качество, которым обладает Авель, и которым хочет завладеть Каин, можно отнять только вместе с жизнью.
Здесь можно вспомнить, например, о некоторых диких племенах, у которых до последнего времени сохранилось поверье, что, съев коленную чашечку хорошего бегуна, получишь его быстроту, а, съев сердце храброго воина-врага, получишь его храбрость. И Каин убил Авеля.
Можно заговорить о том, настолько это хорошо или плохо, но только с точки зрения сегодняшнего дня. А для того времени, это был великий знак перехода человека на новый уровень: человек стал различать качества другого человека. Но путь Каина и миссия Каина здесь заканчиваются. Всевышний показывает, что дальнейшее продвижение по пути насилия в решении вопросов добра и зла неприемлемо:
"...и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле"
[Быт. 4, 11-12].
Каждый, кто начнет решать вопросы добра и зла насилием будет обречен на то, что "...когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле". Завидуешь кому-то, завидуй, но рук не распускай: работай лучше.
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
[Быт. 4, 13-14].
Каин делает правильный вывод: с одной стороны он уже понял, что насилием проблему зависти не решить, и его поступок достоин наказания; но Каин это знает теперь, после совершения убийства, и не знал, не мог знать этого раньше. Поэтому он в отчаянии: "наказание мое больше, нежели снести можно".
В то же время Каин уже понимает, что на насилию может быть дан ответ в виде насилия и "...всякий, кто встретится со мною, убьет меня".
И потому Господь, отмечая с одной стороны неведение Каина, а с другой, – что он явился вестником перехода на новый человеческий уровень (различение человеком качеств другого человека), запретил наказывать (убивать) самого Каина:
И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
[Быт. 4, 15].
Каина запрещено убивать, но самому Каину запрещено жить в Едеме. Надеяться на то, что Каин не будет больше решать вопросы добра и зла насилием, не приходится. Он не раскаялся. За это он выслан за пределы Едема:
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
[Быт. 4, 16].
Страна Нод, может быть принята как страна, в которой живут Каинеяне, т.е. те, кто применяют насилие там, где оно не может быть применено...
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох".
[Быт. 4, 17].
Здесь, в стране Нод, продолжается род Каина. У него рождается сын Енох. И Каин строит первый город и называет его по имени сына Енох. Скорее всего, под городом понимается укрепление, где скрывались Каин и его потомки после совершения набегов.
Имя жены Каина не приводится. Это означает, что Каин различил жену как "помощника равного себе", но еще не различил ее как человека и потому не дал ей имя.
Только в седьмом поколении потомков Каина начинают давать имена женам: жены Ламеха получили имена Ада и Цилла. Получают имена и сыновья Ламеха:
"Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема".
[Быт. 4, 20-22].
Сыновья Ламеха не идут по воинственному пути отца своего. Они выбирают вполне мирные ремесла.
Здесь же впервые получает имя и первая дочь, которая еще не замужем: Ноема.
Ламех олицетворяет воинственное, грабительское начало и он последний, кто упорствует в желании не только решать силой вопросы добра и зла, но и принимать себя за бога: он сам решает, какое будет наказание тем, кто посмеет осудить его:
"Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро".
[Быт. 4, 24].
В дальнейшем потомки Каина в Библии явно не упоминаются. Но к ним причисляют тех, кто упорствуют во грехе: уповают на силу при решении вопросов добра и зла. Их как бы опять и опять выселяют из Едема на восток в страну Нод.
А кто же остался в Едеме?
"И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин".
[Быт. 4, 25].
Здесь в тексте явно не указано имя Ева, а говорится только о жене Адама. Еще достаточно долго будет встречаться такое положение дел, когда муж – явно человек, а жена – человек не всегда. Более подробно об этом ниже в жизнеописании Ноя.
Итак, рожден Сиф (обещанный, положенный). Он продолжит путь праведный:
"У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]"
[Быт 4, 26].
В отличие от Каина и его потомков, линия Сифа более благочестива. Потомки Сифа первыми призывают имя Господа, отказываясь тем самым от стремления самим стать богами.
Завершился второй человеческий период – от появления Адама до появления первой человеческой семьи. Причем, с этого времени только члены семьи Адама считаются человеками, а остальные нет.
Его потомком в десятом колене и был Ной.
Ной
Дети Адама могли продолжать жить только в прежней звериной стае. Ни сам Адам, ни дети его, ни внуки и т.д., в течение тысячелетий поколение за поколением внешне особо не отличались от своих "звериных" сородичей. Они жили вместе. Через множество поколений в первобытной стае будет определенное количество особей с генами человека и определенное без них. Но они постоянно перемешиваются. Это смешение не дает возможности чисто человеческому эволюционировать и подняться выше определенного уровня. То, что не все дочери получали имена, и даже не все жены их получали, говорит об этом.