они будут открыто выражены. Она пробуждается от плача ребенка, тогда как
другие, более громкие звуки не могли бы ее разбудить. Все это означает, что
она чувствует проявленпя жизни ребенка; она не тревожна и не беспокойна, а
находится в состоянии бдительного равновесия, восприимчива ко всякому
малейшему сигналу, идущему от ребенка. Таким же образом можно чувствовать
самого себя, Например, можно отдавать сере отчет в чувстве усталости и
депрессии, но вместо того, чтобы предаваться им и поддерживать их
угнетающими мыслями, которые всегда есть наготове, надо спросить себя: "В
чем дело? Почему я подавлен?" То же самое надо делать, когда замечаешь, что
раздражен или разозлен, или хочется пофантазировать, или иным способом
убежать от себя. В каждом из этих примеров важно понять себя, а не
объяснять, как попало тысячей и одним способом. Более того, надо быть
открытым собственному внутреннему ГОЛОСУ; он- скажет -часто очень тихо, едва
слышно - почему мы тревожны, подавлены, раздражены.
Обычный человек восприимчив к своим телесным процессам: он замечает в
них перемены и даже незначительную боль; такой вил телесной восприимчивости
относительно легко испытать, поскольку большинство людей имеют опыт хорошего
самочувствия. Такая же восприимчивость к собственным духовным процессам
намного более труднодостижима, потому что многие люди никогда не знали
человека, живущего оптимально. Они принимают за норму психическую жизнь
своих родителей и близких или социальной группы, в которой рождены, но пока
они сами не отличаются от них, то чувствуют себя нормально и не
заинтересованы в каких-либо наблюдениях. Есть много людей, которые не
видели, например, любящего человека или человека честного, отважного,
сосредоточенного. Вполне очевидно, что чтобы стать восприимчивым к себе,
надо иметь образ полной здоровой человеческой жизни. А как достичь такого
переживания, если его не было ни в детстве, ни в позднейшей жизни? Ясно, что
на этот вопрос нет простого ответа, но сам вопрос указывает на один
достойный критики фактор в нашей системе обучения.
Хотя мы учим знанию, мы оставляем без внимания такое обучение, которое
в высшей степени важно для человеческого развития: обучение посредством
простого присутствия зрелого, любящего человека, В предшествующие эпохи
нашей культуры, или в Китае и Индии, наиболее высоко ценимым был человек
выдающихся духовных качеств. Учитель был не только, и даже не в первую
очередь, источником информации, но в его функцию входило обучение
определенным человеческим установкам. В современном капиталистическом
обществе - и то же "относится и к русскому коммунизму - людьми, внушающими
восхищение и желание подражать, являются кто угодно, но только не носители
выдающихся духовных качеств. В глазах общественности значительны те, кто
дает обычному человеку чувство заместительного удовольствия. Кинозвезды,
исполнители песен, обозреватели, важные деловые и правительственные фигуры -
вот образцы для подражания. На эту роль их зачастую выдвигает то, что им
удалось добиться известности. Все же ситуация не представляется совсем уж
безнадежной. Если принять во внимание, что такой человек, как Альберт
Швейцер смог стать знаменитым в Соединенных Штатах, если представить, как
много есть возможностей познакомить нашу молодежь с живущими ныне и
историческими личностями, жизнь которых доказывает, чего могут достичь
настоящие люди, а не увеселители в широком значении этого слова, если
вспомнить о великих произведениях литературы и искусства всех времен, то
окажется, что есть шанс создать представление о настоящей человеческой
жизни. А значит и восприимчивость к неправильной жизни. Если же нам не
удастся способствовать такому представлению о зрелой жизни, тогда мы
действительно станем лицом к лицу с вероятностью, что вся наша культурная
традиция прервется. Эта традиция основывается на передаче прежде всего не
определенных видов знания, а определенных видов человеческих черт. Если
грядущие поколения никогда больше не увидят этих черт, то культура пяти
тысячелетий рухнет, даже если будет дальше передано и развито ее знание.
Пока что я рассматривал необходимое для практики любого искусства.
Теперь я собираюсь рассмотреть те качества, которые имеют особое значение
для способности любить. В соответствии с тем, что я говорил о природе любви,
главное условие в достижении любви составляет преодоление собственного
нарциссизма. При нарциссистской ориентации человек воспринимает как
реальность только то, что существует внутри него самого, явления же внешнего
мира имеют для него реальность не сами по себе, а только с точки зрения их
полезности или опасности для него. Полюс, противоположный нарциссизму, это
объективность; она представляет собой способность видеть людей и вещи как
они есть, объективно, а также способность отделять эту объективную картину
от картины, сформированной собственными желаниями или страхами человека. Все
формы психозов показывают доходящую до крайности неспособность
объективности. Для безумца единственная реальность та, которая существует
внутри него, реальность его страхов и желаний. Явления внешнего мира он
видит, как символы своего внутреннего мира, свое творение. Со всеми нами
происходит то же самое, когда мы спим. Во сне мы творим события, ставим
драмы, которые являются выражением наших желаний и страхов, а иногда и наших
интуиции. Хотя мы спим, мы воспринимаем продукты наших сновидений столь же
реальными, как и реальность, которую воспринимаем в состоянии бодрствования.
Безумец и фантазер полностью лишены объективного взгляда на внешний
мир. Но все мы в большей или меньшей степени безумны, все мы в большей или
меньшей степени имеем необъективный взгляд на мир, взгляд, искаженный нашей
нарциссистской ориентацией. Привести примеры? Каждый может легко их найти,
взглянув на самого себя, на своих ближних, или почитав газеты. Они разнятся
лишь степенью нарцисстского искажения действительности. Например, женщина
звонит врачу и говорит, что она хочет придти к нему на прием в полдень. Врач
отвечает, что в полдень он не свободен, но может принять ее в следующий
день. Она отвечает: "Доктор, но я живу всего в пяти минутах ходьбы от вашей
клиники". Она не может понять его объяснение, что ее близкое местонахождение
к клинике не сэкономит ему время. Она воспринимает ситуацию нарциссистски;
поскольку она экономит время, то значит и он экономит время; единственная
реальность для нее это она сама.
Менее экстремальны - или возможно только менее очевидны -искажения,
которые встречаются в повседневных отношениях между людьми. Как много
родителей реагирует только на то, послушен ли их ребенок, доставляет ли он
им радость, является ли он их гордостью, и так далее, вместо того, чтобы
воспринять или даже заинтересоваться тем, что чувствует сам ребенок? Как
много мужей считают своих жен тиранками только потому, что привычка к
материнской снисходительности застав-ляет их воспринимать любое требование
как ограничение собственной свободы. Как много жен считают своих мужей
глупыми или неумелыми только потому, что они не соответствуют
фантастическому образу блестя-щего принца, созданному ими в детстве?
В присловье вошло отсутствие объективности в отношении к другим
народам. Что ни день в другом народе открываются все новые черты
испорченности, жестокости, в то время как свой народ олицетворяет все
хорошее и благородное. Каждое действие врагов оценивается по одному
критерию, каждое собственное действие - по другому. Даже хорошие поступки
неприятеля считаются знаками особых дьявольских уловок, имеющих целью
обмануть нас и весь мир, в то время как наши плохие поступки признаются
необходимыми и оправдываются нашими благородными целями, которым они служат,
В самом деле, если проследить отношения между народами, как и между
индивидами, можно придти к заключению, что объективность это исключение, а
большая или меньшая степень нарциссистского искажения это правило.
Способность думать объективно это разум. Эмоциональная установка,
основанная на разуме, это смирение. Быть объективным, пользоваться
собственным разумом возможно только при достижении установки на смирение,
при избавлении от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны
детству.
В отношении данного рассмотрения практики искусства любви это означает:
любовь, будучи зависима от относительного отсутствия нарциссизма, требует
развития смирения, объективности и разума. Вся жизнь должна быть посвящена
этой цели. Смирение и объективность нераздельны, как и любовь. Я не могу
быть по-настоящему объективным к своей семье, если не могу быть объективным
к чужим людям, и наоборот. Если я хочу научиться искусству любви, я должен
стремиться к объективности в любой ситуации и стать восприимчив к ситуациям,
где я не объективен. Я должен стараться видеть разницу между моим образом
человека и его поведения, воспринимаемыми мной нарциссистски искаженно, и
реальным человеком, существующим безотносительно к моим интересам,
потребностям и страхам. Достижение объективности и разума это половина пути
к достижению искусства любви, и они должны быть достигнуты в отношении ко
всем людям, с которыми приходится вступать в контакт. Если кто-то хочет
сохранить объективность к любимому человеку и думает при этом, что без нее
можно обойтись в отношениях во всем остальном мире, он вскорости убедится,