Смекни!
smekni.com

Бытие и реальность (стр. 17 из 18)

История – извечный генератор "симулякров", с точки зрения обыденного сознания от реальности неотличимых, саму реальность непосредственно формирующих во времени и пространстве.

*

Следуя сложившейся традиции, мы довольно долго говорили о "бытии", невольно продолжая его субстантивировать.

Мы, таким образом, искусственно разделили бытие на непосредственно-бытие (как в том числе бытие-непосредственного, захватывающее эмоции), и бытие опосредованное (в коем традиция привычно узнает сознание, и, в рамках новых аналитик, отделяет его от его конституирующих "реалий"); в такой связи может показаться, что искомое (само по себе) бытие организует некую собственную историю ("Генеалогия – это очерк того, о чем не говорят или не могут говорить. Она касается невыразимого, на которое можно только указать. Сегодня она связывается с "волей к власти" Ницше, нетранзитивным "знанием-знакомством" Витгенштейна, "несокрытым бытием" Хайдеггера, "порядком власти" Фуко, "желанием" Делеза". [32]).

Но задача заключается в том числе (в следовании традиции новейшей философии) в имманентизации "бытия", его реалистическом прочтении, в логическом отношении во многом состоящем в сведении бытия к структуре реальных отношений; и если традиция предпочитает оставлять бытие на стороне генераций реального (Бога, Власти, Субъекта), то задача заключается в очерчивании механизмов, позволяющих генерировать подобную генеративность, производить и воспроизводить импульсивность общего бытия (отчасти и реконструировав мысли Спинозы: правда, Бытие не есть, с одной стороны протяженность, с другой мысль, но может быть интерпретирована как косность масс и мысль элит, массам вынужденных предлагать специфическую косность мира, определенный порядок бытия и наличный мир).

И в данном случае следует прислушаться к Гегелю: бытие "есть" прежде всего свое иное, то, что позволяет всему "реальному" отнестись к себе как иному, остранившись и по собственным меркам себя изменяя; и если мы ищем средоточие "бытийности", оно никак не может оказаться заключенным в субстантивированном "собственно-бытии", но также выступает тем реальным механизмом, который позволяет сопоставлять реальности, видеть и утверждать идеал (противопоставив реальному "должное", цель, мотив, ответственность и пр.) и структурировать бытие так, чтобы очерчивать в нем "реальное" и ему иное, то, что необходимо утверждать вопреки ему, в нем и как оно само (симулякр реальности).

Бытие существует исключительно в форме реального бытия; но бытие оттого есть и существует, что не существует единой реальности, что монадологические реальности по мере их соотнесенности не делаются друг в отношении друга целиком прозрачны, что они по существу различны и единятся, жертвуя друг другу часть самобытности, утрачивая себя в новом единстве ("сохраняясь в снятии" исключительно в меру собственной готовности к борьбе); именно в силу того бытие представляет "остаток", воплощающий "невыразимое" (на языке той или иной реальности) бытие "иной реальности" как реальность иной (не принадлежащей данной) общности; бытие подвешено "над" реальностью в силу того, что представляет отношение реальностей (в том числе и исторически исходно – в качестве отношения различных, чуждых и враждебных, общностей, в тотальности (реальности) их общего отношения к себе и миру; но, разумеется, в пестром разнообразии исторических форм, например, упомянутом в начале статьи разнообразии технологических сфер, или в не рассмотренном различии жизненных сфер бытийственности, выступающей предметом и почвой юмора).

Бытие есть поле отстаивания реальностей, утверждения их вопреки прочим или в опоре на взаимодействия с ними – во всех случаях "монады реальностей" вынуждены "в себе" генерировать центры генераций, противопоставляющих их иному, осуществляющих экспанцию своего и пр. – и, если отнестись к делу реалистично, вынуждены в таких целях генерировать прежде всего институты генерации, в рамках которых производить субъекта и "субъективность" в качестве обыденного института – попутно противопоставленного и институциям обыденности в качестве средства в них ориентации, подвижности, мотивов и иных экзистенциалов, позволяющих "быть", пребывая в ее механическом составе в форме ей иного.

Бытие есть "чистое" отношение элит; реальность представляет собой то же самое отношение, опосредование отношением "масс", "посюсторонних" общностей.

*

Уже эта весьма абстрактная констатация (во многом возрождающая пресловутую дефиницию целого, не сводимого к совокупности частей) позволяет наметить ориентиры дальнейшего изучения.

Прежде всего, мы видим, что бытие в силу устроения собственной самобытности в ракурсах континуальности (континуальности общественного бытия) обустраивается двумя системами измерений (модусов):

"Время" возникает, определяется и устанавливается в рамках локальной общности; но и локальная общность устанавливается в рамках упорядоченного временного потока и истории как одной из его модификаций (рефлексии "единения" в рамках от века данного различения "потустороннего" субъекта элитарного, "священного" или иного модуса, и не менее константного "посюстороннего", вечного "объекта" упомянутой субъективности).

Пространственно-временная разметка бытия тем самым связана с иным и весьма простым условием существования: наличием в мире общностей (монад), вынужденных в качестве разнородных бытий совмещаться в реальности (реально сожительствовать); по меркам такого сожительства и складываются категории исторического.

Прочие "универсалии" человеческого бытия неизбежно производны (историчны) от такого исходного (всеобщего) отношения; но история с такой точки зрения и выступает процессом реализации бытия, развертыванием интенций реалистичности в универсальных формах пространства-времени.

*

Вернемся в завершении к гегелевскому исходному представлению, скорректировав его по двум линиям:

Прежде всего, мы пытаемся переступить через мистический туман абсолюта, всю исходную линию онто-логического начала пронизавший; мы видим, что абсолютная и не имеющая исторических прототипов, логическая схема "в себе" – "в ином" – "для себя" бытия далеко не столь абсолютна, какой представляется; в конечном счете, она отражает реальный опыт оперирования со специфической предметностью, реальную историю обще-общественных-взаимодействий, и, говоря конкретно, историю освоения одной общностью другой, покорения и колонизации, выступающих и в качестве парадигм само-организации самой "исходной" (доминирующей) общности (реалистическая линия) – и, параллельно с тем, историю освоения общностей все-общностью (духом), и обусловившей экспансию и взаимопроникновение – и, вместе с тем, то исходное "воодушевление", которое и встало во главу игла при строительстве каждой общности (идеалистическая линия).

И, если в завершении рассматривать "единство", в которое традиционно замкнуто пространство и время (континуум), следует заметить, что гегелевский цикл "в себе-в ином -для себя" обретает форму внутреннего цикла, характеризующего строение континуума.

В наиболее абстрактном выражении это движение от "в себе" единства временного потока к "бытию в ином" как пространственному взаимодействию с иными общностями (в формах экспансии или ассимиляции, подчинения или ассоциации), и возвращения "к себя" ("для себя бытие"), как формирование расширенной общности (в таком отношении монадология Лейбница достаточно ущербна и должна быть пересмотрена с точки зрения реального раскрытия монад в отношении друг друга), союза общин – от "родоплеменных союзов" до государств и наций, основанной второй и далее производной общности, теми институтами регуляции общности, которые образуют собственные системы, обуславливая появление на свет регуляторов второго, третьего и т.д. порядков.

Правда, между этими формами нет отношений последовательности, но есть связь в форме логического круга (хроно-логического цикла): общее бытие (как монада) выступает прежде всего чистым отношением "идеала" к себе иному (профанному); общность бытия в таком отношении определена реальностью иного бытия, поскольку тот или иной способ само-удержания бытия может быть утвержден во внешнем мире; общность бытия есть утверждение схемы внешнего господства во внутреннем устроении общности, поскольку подобное "утверждение" (признание) выступает в отношении самоконституирования общности (отношений общностей в ее рамках) апробированной моделью, принимаемой во внутреннее устроение (поскольку внутреннее способно выступить прототипом внешнего, моделью, проецируемой на окружение и его подчиняющей своей власти).

*

Именно в этот круг само-отрицания бытия (или утверждения реальности) и следует поместить "историю", крайне схематично (предварительно) представив ее в качестве раз-вития подобных исходных "связок" бытия, последовательно формирующих реальные, как пространственные, так и временные связности все более высокого уровня.

Реальность – тот симулякр, который созидается властью в целях противостояния и власти иной, и управления подконтрольной массой; время – одно из генеральных условий его универсализации.

Ни одна из форм бытия ("заданность, данность, опосредование") не обладает вне-историческими формами, напротив, исторически же конкретна.

Но необходимость подобных форм, и, прежде всего, их отношение, представляется константным и историческим (над-временным).

Список литературы

Робин Джордж Коллингвуд. Идея истории. М.: "Наука", 1980. С. 43.

Гегель Г.Энциклопедия философских наук. Т. 1. – М., 1975. С. 156.

Марков Б.Храм и рынок. Человек в пространстве культупы. – Санкт-Петербург 1999., С. 116.