Смекни!
smekni.com

Бытие и реальность (стр. 3 из 18)

"Мысль" окончательно очищается от присущей ей при рождении "чувственности" и обретает себя в сухой рациональной строгости математических формул; чувственность же, прежде третируемая и философией, теперь сближается с последней в нестрогости и в недостаточной фактичности, рождающей размытость "гуманитарных знаний".

*

Таким образом:

Устроение мира не предопределено никаким "установками", "целями", невидными и неустановимыми "предназначениями"; в мире начисто отсутствует то, что можно как-то соотнести с его смыслом; напротив, мир есть то, что есть, может быть обнаружено, взято в рассмотрение, установлено, верифицировано; устроение мира определяется действием сил различного рода; их воздействие закономерно, подчинено законам и ими выражено; "мир" попадает в рамки рассмотрения постольку, поскольку он детерминирован; монополизация подобной установки рождает общую убежденность в том, что лишь детерменированные в рамках той или иной "науки" сферы мирового устроения подлины, "существуют"; прочее отступает в тень фантазии, мнимости, "фикций". "В соответствии с давно выработанным представлением, специфические формы природных объектов образуют неизменный набор строго определенных типов, и природный процесс – это процесс, в ходе которого возникают и исчезают конкретные проявления этих форм (или их квазипроявления, вещи, приближенно воплощающие их)". [5]

Над природой так же властвуют процессы, как над человеческим миром властвуют технологии; предсказуемая повторяемость выступает субстанцией природы, воплощенной временем. Реальный природный процесс аналогичен технологическому; иные процессы, ему не соответствующие, при всей своей "натуральности" несущественны.

Поскольку мир определен объективными законами, их открытие, ничуть не изменяя их существа, по отношению к человеку выступает субъективным знанием объективного; в знании разница между объективным устроением мира и субъективным представлением о нем стирается, уступая место истине (следовательно, знание и есть единственная форма истины как эксплицированного закона, реализованного в технологии вообще, "технологии знаний", в частности; кстати, абсолютная логика Гегеля дает первый образчик таковой).

Идеал практического волеизъявления (в такого рода системе представлений) – это осознанное воздействие на обстоятельства, результат которого известен заранее; знание – основание практической активности, её почва и платформа; именно подобная активность (практика) истинна и в условиях прогресса (как прежде всего прогресса науки) предстанет некогда единой и единственной формой человеческой активности (суммой технологий).

То, что исторически осмысление всегда опирается на ряд предваряющих картин, в которых мир уже существует и представлен способом, адекватным возможностям самого представления (чувственным образом), то, что итоги научного знания вынуждены к таким условиям адаптироваться и собственно понимание того или иного представляет знание в форме чувственной (наглядной) картины мира, выступает вне-научным обстоятельством, кое в развитии науки преодолевается (элиминируется в математическом моделировании природных процессов, и трансформирует традиционные рубрикации мира в истинные, по логике той или иной науки выделяемые и осознаваемые).

Наука в процессе своего становления освобождается от такого рода вериг, которые она рассматривает в качестве достаточно случайных; наука основана истинами, чувствам не данными; "научная картина мира" свободна от оков мнимости, по прежнему имеющей родство с чувственностью и непосредственностью восприятия (дискуссия о двойственной природе света со всей ясностью продемонстрировала неуместность чувственных аналогий в сфере сверх-чувственного опыта; свет – не "волна" и не "частица").

Идеал научного знания – знание, очищенное как от образных предпосылок, так и от чувственной (наглядной) формы представленности результатов; математика универсально выражает устроение Вселенной и выступает универсальной (адекватной) формой (языком) его эскпликации (наглядность всего лишь сопутствует науке, представляя собою уступку профанному любопытству, и, в известной мере, средство внутринаучной коммуникации).

"Следует иметь в виду, что если по своим истокам наука является греческой, далее – европейской, благодаря Галилею, Декарту, Ньютону и др., то не в качестве греческой и европейской, а в качестве общечеловеческой (выделено мной, Д. С.), наука способствует объединению человеческого рода; она выражает определенный вид правового (выделено мной, Д. С.) единства, который определяет прочие характеристики цивилизации" [6]); вот и "мысль политическая" наградила Европу правом на обладание абсолютной ценностью общественного устроения, "демократией и либерализмом" ("существует не только единый политический опыт человечества, но и все политические режимы эволюционируют в определенном общем направлении; ... все они, как только достигают определенного уровня развития благосостояния, образования, культуры, неотвратимо трансформируются из авторитарных государств в демократические". [7]

Произвольность (практика) может основываться результатами научного поиска, но не должна его направлять; истина (закон) существует объективно; заинтересованность не способствует, но препятствует её установлению, подменяет объективную связь вещей и явлений желаемой и в конечном счете не позволяет приблизиться к истине (так мышление дикаря или ребёнка не позволяет всмотреться в мир, внося в него хаос желания, должного магически исполниться; воля, подталкивая познание, деформирует восприятие мира, чем препятствует его постижению, рациональному целеполаганию и целедостижению; но на практике реализуется и обратная зависимость: предполагается, что рекомендации науки и воплощают данный принцип, априори рождены незаинтересованным научным поиском и именно в таком качестве должны восприниматься).

Познание имеет дело исключительно со свойствами природы и выявляет её законы; их обретение основано результатами незаинтересованного научного поиска.

Метод познания (понимания) мира складывается внутри такого рода сферы (в силу того, что она наиболее адекватна миру, выражает истину) и затем уж распространяется на "жизненный мир человека" (полагая ему ориентиры и обосновывая его законы).

Рациональное отношение ориентировано отношением субъект- объектным; таковое представляется единственно истинным, подлинным; знания (законов) как квинтэссенция мышления возникают (и могут возникнуть) именно и только в данной сфере; прочие же сферы деятельности, в частности, сфера субъект-субъектных отношений, производны; они не порождают истину, но лишь (произвольно) используют её. Последнее несущественно и никак на состав и форму истины не влияет; истины вечны и не модифицируются в ходе тех или иных действий по их применению; в силу того они и представляются истинами.

По крайней мере, так должно быть; то, что "реальность" устроена иначе, выступает лишь клеймом ее несовершенства; но то, что знания реализуются, рождает перспективы постепенного вытеснения ими прежней, аморфной, реальности, замену ее реальностью "рукотворной", подлинно цивилизованной.

*

И если обыденное мышление ориентировано аккумуляцией поступков (воль), тот или иной порядок устанавливающих, то логическое мышление выпестовано традицией установления готового порядка, его обретения путем наблюдения (сопоставления фактов и созерцания их связи, обобщения результатов опыта; эксперимент – единственная форма активности, допускаемая наукой).

Научный подход к миру заключен в сферу созерцания.

Таким образом, в поле зрения "логики" удерживаются процессы, выступающие в отношении реальной деятельности её итогом и результатом. Равным образом знание, в таком итоге аккумулируемое, замещает живую мысль, представляясь её подлинной (или реализованной) целью, т.е. образцом и идеалом (и Гегель в разработке представлений о диалектическом "снятии" ориентирован подобными "очевидностями", в частности, под-сознательными влечениями консервативно-охранительного толка; "законы" существовали "всегда"; разум лишь открывает их, преобразует все действительное в разумное; обратный ход преобразований, по сути, вторичен и "не существеннен"; мысль о том, что в человеке, его "сознании" может родиться нечто, в природе доселе не существующее и изменить ее в соответствии с такого рода "фантазией" представляется нелепой; "произвол" рождается в эпоху дикости, означает слабость человека, и последовательно вытесняется "разумом").

Знание есть истина всякой мысли и в том отношении, в котором мысль есть мысль в силу приобщенности "всеобщему", не имеющему авторства знанию; разумеется, в таком свете "истина" не может обладать ни национальной, ни классовой, ни авторской "сутью"; упомянутые "субъекты" установления истины исполняют роли подсобные, "истинность истины" не определяющие (потому, в частности, "западная мысль" в течение столетий претендовала на истинность, "идеологией" не ориентированную, т.е. общечеловеческую; вспомним в такой связи сравнительно недавнее "какая разница, кто говорит?" М. Фуко; в определенном отношении – никакой; но попробуйте убедить в этом того, кто подобной возможности лишен).

*

Время выступает ядром новой мифологии науки; в том установленном совершенно достоверно обстоятельстве, в соответствии с которым ряд природных процессов может быть представлен закономерно-связанными (временем) последовательностями состояний, наука усматривает залог того, что подобная связь (и выражающая "природу времени") тем самым выражает некий наиболее универсальный закон бытия, его "природу" как "природу самого времени" (вместе с тем "природу Вселенной"); и "гуманитарные науки" вплоть до настоящего времени ориентированы подобным идеалом, поиском "законов", объективно связующих изучаемую ими предметность; в частности, идеалом науки истории выступает поиск "законов общественного развития", историю предположительно определяющих.