Смекни!
smekni.com

Бытие и реальность (стр. 9 из 18)

Гегель, следуя подобному ориентиру, усматривает предмет подобной способности в том "единстве", которое тотально присуще миру и воплощено его "бытием", тем самым снимая вопрос о том, что есть его иное и как подобное иное возможно (что есть подлинно-иное как реальность, и что она представляет по ту сторону пустых тавтологий "единства"; но и последующие интерпретации, более или менее реалистические, также ограничены именно такой ориентировкой, сводя вопрос человеческой мироориентации к "синтетике", будь то в категориях "гештальта" или иных, иначе, к средству обнаружения, уже Кантом гипостазированному, противопоставленному своему предмету; но все же для того, чтобы нечто "синтезировать", необходимо воспринять вещественную совокупность к предмету уже отнесенного, тем самым в нем (синтетически) овеществленного; выделить в этом гипотетическом процессе "смыслы и цели" не представляется возможным, в силу чего процесс гипотетического "синтеза" представляется в плане аналитики весьма шатким, в отнесении к своему реальному прототипу – процессу восприятия – надуманным; "атомизм восприятия" в такой именно связи преодолевается психологией).

Именно в этом, наиболее принципиальном, пункте, Гегель не преодолел Канта, в связи с чем позиции последнего выглядят более убедительно: но если принцип синтеза не выступает уловкой человеческого разума (при всей ее формальной неопределимости), то в устроении "целого" и "цели" необходимо выявить над-человеческие, вне-сознательные и действенные интенции, которые и в случае их подмены мотивами обязаны обладать некой собственной и определенной целью (не подменяемой "синтезированием" как средством ее реализации; монистическая позиция рисует картину, в которой синтез как средство себя же в качестве цели (целого) и синтезирует).

Но если все же ставить под вопрос само устроение единства, трактуя его как новое качество "бытия" (качество человеческого бытия), следует указать прямые (необходимые) причины, по которым именно далекие предки человека вынуждены были перестраивать восприятие и поведение в ориентации на "единство" окружения, в том числе с учетом того, что прочие животные виды вполне обходились без подобной "перестройки". Ссылка на "эволюцию" в такой связи выглядит чересчур абстрактной – и эволюция опирается на конкретные основания, и в ее рамках преобразования всегда обусловлены конкретными причинами; сама направленность эволюции не абстрактна, но конкретна, решает вполне практические задачи; никакого совершенствования "вообще" не бывает, см. [19], значит, человеческая эволюция выступает прогрессом с точки зрения нарастающей адекватности человеческого поведения своему предмету, каковой и следует прежде всего установить; и если необходимым условием к нему отношения выступает "синтез", то и он должен быть рассмотрен именно с точки зрения позиций подобной адекватности – как сути и существа "прогресса" (наивность вселенского "синтеза", не обусловленного никакими частными и "наличными" причинами, порождает схожую наивность в оценках вполне современных процессов, например, "глобализации"; но ее субъекты вопреки классическим взглядам не озабочены абстратными целями тотального синтеза, напротив, их цели вполне конкретны, как, впрочем, конкретны цели экспансии на всех этапах истории).

*

Помимо прочего, подобное "единство" требуется определить и "по ту сторону" не возникшей ещё рефлексивной способности, до и помимо возможных синтезов, в наивно-натуральном, природном, облике, и обусловившем развитие адекватной ему способности восприятия-действия (подобная постановка вопроса, помимо прочего, обнажает и пустоту искомого, кое, выступая эвфемическим замещением "человечности", никак не определено и вырождается при экспликации в беспомощные тавтологии (например, гегелевского само-сознания); но "синтетическая апперцепция" как средство миро-ориентации должна быть обусловлена определенным предметом, вне развития подобной системы средств неуловимым; если же подобный предмет установлен, и гипотетический синтез может трансформироваться в нечто более понятное и "реалистичное", например, системы тех влияний и воздействий, которые и требуют многообразных трансформаций предмета, тех, в частности, что и преобразуют его в единый предмет воздействия).

Вернемся в такой связи к истокам "логики" Гегеля.

Хотя "абсолютные логические фигуры" Гегеля обладают реальными прототипами (скажем, "Судя по метафорам, используемым Гегелем, процесс диалектического познания соответствует практикам колонизации или экспансии. "Освоение", "присвоение", "снятие" – все эти понятия описывают не ограничение, а отрицание чужого в форме превращения его в свое". Храм и рынок [20]), Гегель пытается связать абсолютную логику исключительно с "отчужденными" от реальности фигурами мышления (в связи с чем на свет и появляется представление об "отчуждении"). Реальность, таким образом, им априори полагается в качестве эмпирического хаоса данного, упорядоченного ему иным, в его отношении "идеальным"; "реальность" Гегеля тем самым метафизически натуральна и всегда дана, входя в структуру всеобщего (универсального) синтеза в качестве материи и (вечного) субъекта её иного (иначе, наиболее всеобщей формой гегелевской аподиктики выступает фигура отчуждения, под которой скрывается исходно-допущенное расхождение идеи и реальности как её принципиально-иного (чуждого), реальности, наследующей идее "материи"; как можно уловить такую "реальность", представив ее исходным материалом "синтеза", остается неясным; забегая несколько вперед, заметим, что эта гипотетическая пропедевтика, которую вынуждена принять на себя "чувственность", тайно улавливающая реальность в ее аморфном расчленении и столь же тайно подвергающая ее предваряющим промерам синтезов, и обусловит в дальнейшем постоянный рост внимание к сфере чувств, в том числе в постоянно расширяющемся внимании к сфере под- и бес-сознательного; но, вопреки тому, что именно преодолению коренного различия между идеей и материей и посвящена система логико-диалектических пострений Гегеля, она ограничена аксиомами изначальных допущений, их непреодолимым различием как аподиктическим штампом).

Но "освоение", "присвоение" и "снятие" как формы отрицания чужого в данном случае выступают указанием на живые и жизненные (реальные) истоки логики – условия обращения общностей, реальность которых и выступает тем прототипом, который логика тщетна пытается очистить от всего, по ее мнению, "наносного", и представить в нищете абстрактного отношения А к (своему) иному. Именно в таких формах "синтез" возникает и впервые утверждается в качестве реального процесса и процесса подчинения реальности – в натуральном выражении как например подчинение окружения человеку, рефлексивном же преломлении – как подчинение (человеческого) бытия его структурирующим законам (в качестве каковых и выступают отнюдь не законы природы, но, предположительно, как раз общие приемы экспансии, колонизации, ассимиляции и пр. нормирующие отношения общностей (общественные отношения) приемы и практики; к ним, в связи со сказанным ранее, следует добавить и приемы регуляции "внутреннего мира", в самом общем виде обозначенные ранее как "идеологические"; подобная совокупность реальностей наряду с не менее тотальной совокупностью (реальных же) средств их регуляции, и предстает тем "бытием", которое в том числе регулирует и форматы "единений", абсолютные формы не-гипотетического, но опять таки реального "единства" в реальном многообразии схем тех "утверждений" и "вменений", которые не столько соответствуют (природным) законам, сколько утверждают законы человеческие).

Человек "на заре истории" вынужден был воспринимать другого прежде всего как знак-образ-символ за ним стоящей общности; от того, насколько эффективно оказывался он способен "уловить" (прежде всего – "интуитивно", "синтетически") в таком при-знаке за ним расположенное – существенное, прямо зависела его жизнь (как столь же прямо она определялась собственной способностью представления (интересов) общности).

Именно в рамках подобной абстракции реконструируется человеческое восприятие – активность: они основаны улавливанием в окружении признаков за ним стоящего, равно рассматривании "данного" в качестве ключей к "заданному", неприсутствующе-иному.

Понять "данное" – значит, понять "заданное", поскольку поведение данного, как представителя той или иной общности, целиком определяется самой общностью, нормами ее общежития, активности, морали, ее целями и приоритетами, ее возможностями внять целям и намерениям своего "представителя", действовать заодно и пр.

Именно такое специфическое предпонимание, сформированное "на заре истории" в сфере интерсубъективных отношений, оказалось на удивление универсальным и по ходу эволюции подчинило себе поведение человека (подчинив ему окружающий мир).

И если "само-обращение" бытия требует исходной "модели", то таковой предстаёт отношение общностей как всеобщность общественного отношения (или исходным онто-логическим пра-отношением предстает не отношение А к не-А, но отношение общности к себе-иной общности в многообразии форм, которые и выступают прототипами логических отношений – в рамках такого рода пра-отношения единство и различие общностей служит естественным исходным пунктом их отношений, пунктом, подразумевающим в том числе возможность логических констатаций); оно же конституирует и реальность как общность отношения (прежде всего – к иной общности) и многообразные отношения общностей к общностям отношений в лабиринте преломлений само-обращенных форм реального как и не менее реальных форм рефлексивного.