Смекни!
smekni.com

Лизинг (стр. 3 из 19)

Кредит-аренда во Франции – это аренда оборудования для профессиональных целей с опционом на покупку, осуществляемая финансовой организацией или банком. Имеется в виду такой способ предоставления в аренду того или иного имущества арендодателем арендатору, при котором предусматривается обещание одной стороны продать имущество (что осуществляется в результате перенесения права собственности на арендатора).

Кредит – аренда применяется только тогда, когда арендатору по истечении срока аренды предоставляется право покупки имущества, в то время как лизинг охватывает все сделки, при заключении которых у лизингодателя существует возможность сдать имущество в аренду за арендную плату. Здесь можно говорить о том, что кредит – аренда это только своеобразная национальная разновидность лизинга во Франции, хотя и там существует множество вариантов лизинговых контрактов.

В российской юридической литературе нашло обоснование мнение о том, что вследствие тесной взаимосвязи, всех сторон данной сложной структуры, рассмотрение и регулирование какой – либо одной из них приводит к разрушению целого.

Тем не менее, представляется возможным выделить один из элементов лизинговой операции – обязательства по передаче оборудования во временное пользование как основу самостоятельного договора с особым порядком оформления и особыми условиями. К таким особым условиям следует отнести и необходимость выбора поставщика, и указание цели покупки имущества, и предоставление лизингополучателю прав требования к поставщику. Причём основанием для такого выделения договора по найму имущества при лизинговой операции служит сущность этих отношений – передача имущества во временное пользование. Переплетение функций финансирования и функций предоставления имущества во временное пользование в договоре найма при лизинговой операции позволяет говорить о существовании особой разновидности арендных отношений – отношений финансовой аренды.

Возможно именно поэтому в литературе и на практике не проводится различий при использовании термина «лизинг» для обозначения договорных отношений между тремя участниками (пользователем, лизинговой компанией и поставщиком) и между лизинговой компанией и пользователем.

Ещё несколько лет назад типичным было такое суждение о лизинге. Наиболее используемыми в экономике Европы, США и Японии являются следующие виды лизинга: 1) обычный – аренда имущества с выкупом по его рыночной стоимости; 2) финансовый – аренда имущества с последующим выкупом по символической цене в конце амортизационного срока службы оборудования; 3) оперативный лизинг – сдача в наём оборудования на меньший срок, чем срок его полной амортизации.[13] Однако, такое деление лизинга на виды не нашло подтверждения ни в практике, ни в теории.

В Российском Гражданском кодексе использовано понятие финансовая аренда. Фактически понятие финансовой аренды в российском законодательстве соответствует понятию лизинга.

Как на Западе, так и в России начальный этап внедрения лизинга показал, что этот процесс пойдёт успешно только в условиях достаточно высокого уровня правового обеспечения лизинговых отношений. Реализация операций по лизингу осуществляется на базе двух договоров: купли-продажи и найма. Но лизинговые операции нередко сопровождаются и другими договорными отношениями. Распространённой практикой стало осуществление лизинговой компанией заёмных операций, соглашений по техническому обслуживанию и ремонту сдаваемого оборудования.

На фоне недостаточного материально-правового регулирования лизинга возникает потребность субсидиарного применения материально-правовых норм общего содержания. В Гражданском кодексе РФ установлено, что отношения финансовой аренды в случаях, не закреплённых в главе 34 ГК РФ «Финансовая аренда» регламентируются общими положениями об аренде. Однако на практике такие положения не везде могут быть применены.

Однако по договору лизинга лизингодатель несёт обязанности прежде всего по финансированию операции. Поэтому расторжение договора в любое время по требованию лизингополучателя может причинить серьёзный ущерб лизингодателю или повлечь иные неблагоприятные последствия. В связи с этим в некоторых странах, например в Великобритании, установлен так называемый «нерасторжимый» период, в течение которого стороны лизингового договора не могут отказаться от своих обязанностей и лизингодатель получает основную сумму лизинговых платежей. Учитывая особенности российского гражданского оборота, было бы полезно либо закрепить в национальном законодательстве императивное правило о необходимости точного определения срока договора финансовой аренды, либо предусмотреть возможность для сторон договора финансовой аренды воспользоваться специально установленным правилом об ответственности за досрочное расторжение договора. Целесообразно запрещать им ограничивать применение к отношениям по договору лизинга правила о возобновлении договора аренды на неопределённый срок и о преимущественном праве арендатора на возобновление договора аренды, предусмотренные ст. 621 ГК РФ.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в нормах ГК РФ о финансовой аренде речь идёт о продавце. В Российском гражданском кодексе продавцом, признаётся лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 506 ГК РФ). Фактически под понятие продавца подпадает не только изготовитель, но и продавец, играющий роль посредника. Однако, учитывая специфику лизинговых отношений между лизингополучателем и изготовителем, трудно представить, как осуществить такую сделку с участием продавца – посредника. В связи с этим представляется целесообразным использовать термин «поставщик» вместо «продавец», как это определено в отношении договора поставки.

Со 2 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О лизинге» (далее закон).[14] Указанным федеральным законом в закон «О лизинге» вносятся существенные изменения, многие нормы указанного закона приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и другими федеральными законами РФ. Само название закона теперь звучит как закон «О финансовой аренде (лизинге)», то есть соответствует Гражданскому кодексу РФ. В ст. 2 даны основные понятия, используемые в законе. Под лизингом теперь понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договором лизинга признаётся договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определённого им продавца и представить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

Так, Акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Алтайской таможне о признании не действительными постановлений по делу о нарушении таможенных правил и о возврате из федерального бюджета пяти тягачей марки « Daf». Решением суда от 27 января 2003 года в иске было отказано, поскольку истец не подтвердил право собственности на оспариваемое имущество до его конфискации.

В связи с тем, что по истечении предельных сроков хранения, на таможенном складе и на СВХ тягачи не были заявлены истцом к помещению под иной таможенный режим, и таможней вынесено постановление о нарушении таможенных правил предусмотренных ст.278, 279 Таможенного кодекса РФ, и наложено взыскание в виде конфискации товара – тягачей, являющихся непосредственными объектами правонарушений.

Решением Арбитражного суда истец признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения в отношении распоряжения имуществом должника. Однако доказательств того, что конфискованные тягачи являются имуществом должника, суду не представлено. Напротив, имеющиеся материалы свидетельствуют об обратном. Из договора о лизинге имущества следует, что лизингополучатель (истец) обязан по завершении срока лизинга выкупить объекты имущества по остаточной стоимости. В лизинговом контракте предусмотрено, что в случае конфискации имущества лизингополучатель должен заявить судебным органам, что имущество не является его собственностью.

Соглашение о передаче в собственность пяти тягачей не является подтверждением права собственности истца, так как последним не представлено доказательств проплаты лизинговых платежей согласно договору лизинга и постановки указанного имущества на учёт предприятия. Кроме того, названное соглашение было заключено после составления протоколов о нарушении таможенных правил.[15]

Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.[16] Понятие договора лизинга практически дублирует понятие договора лизинга, данное в ГК РФ (ст.665), кроме указания на то, что имущество передаётся арендатору (лизингополучателю) для предпринимательских целей. Понятие лизинговой деятельности определено в законе как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Считается общепризнанным, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, и это действительно так. Но в деловом обороте лизинг имеет более широкую, сложную тройственную экономическую основу и сохраняет в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают в друг - друга, образуя в совокупности новую организационно-правовую форму бизнеса. В нём реализуется комплекс имущественных отношений, связанных с передачей средств - производства во временное пользование путём их купли и последующей сдачи в аренду. Поэтому определение лизинга с позиции только одного из трёх участников сделки не может адекватно выразить его сущность.