Смекни!
smekni.com

Учитель русского языка и литературы Рожко Галина Михайловна (стр. 3 из 9)

В заглавии миниатюры отражена её тема – Пинега (точнее, вид, картина реки в разную погоду и в разное время суток). Основная мысль – Пинега для автора родная, любимая река; он ласково называет её старушкой, часто к ней приходит, внимательно присматривается.

Тема и основная мысль миниатюры раскрываются постепенно; поэтому её можно разделить на следующие структурные части:

1) Утром – не узнать старушку.

2) Вечером (накануне) – всё в серой тине.

3) Сегодня – берег блестит, сверкает.

4) Причина изменений – ливень.

Части миниатюры связаны по смысл и структурно. Смысловая связь их в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль. В доказательство смысловой частей текста можно провести диалог с автором (или с текстом).

Утром вышел к реке и ахнул. Почему? – не узнать старушку. Почему? – вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня? – А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Почему? – ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

Структурно предложения связаны цепным способом; средства межфразовой связи – и лексические, и морфологические. Первое предложение связано с заглавием при помощи слова река (Пинега и река – контекстуальные синонимы); второе предложение связано с первым при помощи антонимических наречий вечером – утром; третье предложение со вторым – при помощи противительного союза а. И антонимы, и противительный союз здесь, конечно, не случайны: ведь в миниатюре описываются изменения, произошедшие на реке. Четвёртое предложение отличается от предыдущего видовременной соотнесённостью глаголов-сказуемых (в третьем предложении глаголы-сказуемые несовершенного вида в форме настоящего времени, а в четвёртом – совершенного вида в форме прошедшего времени); благодаря этим морфологическим различиям более чётко выделяется конец текста. Вторая часть последнего предложения (и вот омылась, принарядилась Пинега) возвращает нас к заглавию миниатюры, и текст получает композиционную завершённость.

Стиль миниатюры – художественный. В ней нарисованы конкретные картины: Пинега вечером (накануне), и она же утром (сегодня); выражено авторское отношение к предмету описания – любовь к родной реке. Этим чувством «продиктовано» употребление в переносном значении ласкового слова старушка, а также синонимов блестит, сверкает, которые для усиления их смысла поставлены рядом, один за другим, и пояснены сравнительным оборотом как разноцветная мозаика.

Эмоциональную выразительность описанию придают и разговорные слова: ахнуть – глагол, образованный от междометия ах, выражающий удивление, восторг, и принарядилась. Этот глагол, как и существительное старушка, употреблён тоже в переносном значении (его прямое значение – «надеть на себя что-то нарядное, приукраситься чем-либо»).

Итак, признаки целого текста в миниатюре Ф. А. Абрамова «Пинега» - заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и структурная), композиционная завершённость, стилистическое единство.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНЫЙ ВИД РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИЗЛОЖЕНИЮ И СОЧИНЕНИЮ

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в IX и XI классах.

Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи ставятся перед учениками на экзаменационном изложении.

Подготовка к изложению состоит из нескольких этапов. На мой взгляд, она должна складываться из самостоятельной работы учащихся дома и непосредственной работы на уроке. Домашняя работа, направляемая заданиями учителя, предваряет классные занятия и в определённой степени готовит их.

Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по следующему плану (и памятка «План анализа текста», и текст должны быть обязательно у каждого ученика как дома, так и во время классной работы).

План анализа текста.

1. Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному/научно-популярному?)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?)

5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?) Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11.На каком приёме/приёмах построен текст? (Сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

- найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение

по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы;

- найдите многозначные слова и слова, употреблённые в тексте в переносном значении;

- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

- выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется

автор (повторение определённых согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчёркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16. Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Употребление предложений определённой структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщённо-личных, - употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.)

17. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определённой мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.

18. Каково ваше впечатление от текста?

19. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.

При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объём разбора определяется характером самого текста и его особенностями.

Безусловно, такой предварительный анализ требует времени и определённых навыков, поэтому в начале работы (в IX классе) он поэтапно контролируется учителем на уроках. Например, первое задание ограничивается 1-5 пунктами анализа и проверяется и корректируется на уроке. Затем такая же работа проводится по пунктам 7-10, 11-12, 13-14, 15-16, 17-19, занимая 15-20 минут урока, посвящённого подготовке к экзаменам. Только после того как учитель убедился, что ученики владеют основами анализа текста, он может дать это задание полностью для предварительной самостоятельной домашней работы. Одиннадцатиклассники могут сразу готовить дома весь анализ предложенного текста, в остальном же принципы работы при подготовке к экзамену в IX и XI классах совпадают.

Таким образом, на занятия ученики приходят уже подготовленными к анализу текста, и цель урока состоит в том, чтобы проверить и оценить их самостоятельные наблюдения над текстом, скорректировать и развить их, активизировать речь учеников, побудить их к творческой исследовательской работе над текстом и полностью подготовить к письменному изложению с элементами сочинения.

Для анализа в IX классе мы выбрали текст № 67 из пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (2-е изд. – М., 1999).[8] Текст представляет собой одно из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева – «Голуби»[9]. Текст этот чрезвычайно сложен для пересказа из-за своей жанровой принадлежности. Собственно, пересказать его невозможно, а можно лишь попытаться воспроизвести, стремясь как можно точнее сохранить образную систему и дух произведения. Именно трудностью задачи обусловлен выбор этого текста для анализа на уроке. Для сопоставления было дано ещё одно из «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева – «Без гнезда» (1878). Оба текста во время урока были у каждого ученика.