Смекни!
smekni.com

Учитель русского языка и литературы Рожко Галина Михайловна (стр. 7 из 9)

1. Запишите текст. Какова его тема, основная мысль? Озаглавьте текст.

Среди великих преобразователей мира есть люди, которые преображали его властью слова. Как писал Пришвин, «дело человека ­высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и сам мир».

Слово не однажды возрождало человечество. «Слово, слово - великое дело!» - твердил Достоевский. Конечно, авторитет слова, прежде всего, в самом слове. Истинное слово, высказанное тем или иным человеком, стано­вится со временем словом человечества о самом себе. Но не случайно задаем мы вопрос: «Кто сказал?» Важно знать, каково слово само по себе, чье это слово, подтверждаемо ли оно авторитетом самой личности.

Произведения писателя и есть его воплощен­ное слово, слово, ставшее бессмертной плотью. Чуткое к тайнам человеческого бытия сознание Достоевского не раз пытливо вжива­лось в мудрость древней притчи: «Истинно, истинно говорю вам: если пшенич­ное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Потом, через много-много лет, возьмет Достоевский эти слова эпиграфом к своим «Братьям Карамазовым». Потом высекут их на памятнике над его могилой. Все это будет потом: и Слово о Пушкине, и "Подросток», И «Бесы», и «Идиот», и «Преступление и наказание» - величайшие создания художест­венного гения, великого ума и великого сердца, целый мир, неведомый дотоле, который потрясет еще человечество такими тайнами, такими откровениями, вопросами и ответами, от которых содрогнется душа человека, как бы пройдя вновь по кругам дантовского «Ада», по всем мукам, исканиям, заблуждениям и надежда м всех тысячелетий, сжатых до невозможного предела в этом мире, который мы называем миром Достоевского. (Из книги Ю. И. Селезнева «В мире Достоевского»).

1. Объясните значение слов притча, эпиграф.

2. Какова стилистическая окраска слов неведомый, дотоле, бытие?

3. Объясните знаки препинания в послед­нем предложении, составьте его схему.

4. Словарный диктант.

Пр .. образователь, пр .. обр .. жать, возр .. ждать, как(6ы), вопл .. щенное слово, (не)раз, художестве(н,нн)ый гений, (не)ве­домый дотоле, (не)возможный пр .. дел, бе .. смертный.

5. Перескажите текст. Напишите изло­жение, используя разные способы цити­рования.

2. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А.

Некрасова «Саша». Определите его тему, основные мысли. Подготовьтесь к вырази­тельному чтению.

Саше случалось знавать и печали:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозды калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной.

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились

Лес зазвенел, застонал, затрещал,

Заяц послушал - и вон побежал,

В темную нору забилась лисица,

Машет крылом осторожнее птица.

В недоуменье тащат муравьи

Что ни попало в жилища свои.

С песнями труд человека спорился:

Словно подкошен, осинник валился,

С треском ломали сухой березняк,

Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,

После арканом ее нагибали

И, поваливши, плясали на ней,

Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,

Враг уже мертвого топчет героя.

1. Запишите, подчеркните грамматиче­ские основы предложений. Какова роль односоставных предложений в этом тексте? Проиллюстрируйте примерами из текста особенности неопределенно-личных и безличных предложений.

2. Выпишите из текста глаголы несо­вершенного вида в форме прошедшего времени. Как вы думаете, почему в этом отрывке употребляются в основном глаго­лы в этой форме? Произведите морфоло­гический разбор одного из выписанных глаголов. Приведите примеры текстов (отрывков), в которых видо-временная соотнесенность глагольных форм является одним из средств связи между предложе­ниями.

З. Как вы можете объяснить использо­вание формы настоящего времени в последнем предложении?

4. Выпишите предложение, в котором есть глаголы с приставкой за-. Каково значение этой приставки? Составьте схему этого предложения. Что достигает­ся благодаря использованию глаголов зазвен.ел, застон.ал, затрещал в качест­ве однородных членов?

3. Запишите продолжение отрывка из поэмы «Саша». Понаблюдайте за особен­ностями употребления глаголов.

Много тут было печальных картин:

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

I(ончились поздно труды роковые.

Вышли на небо светила ночные,

И над поверженным лесом луна

Остановилась, кругла и ясна.-

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом.

Так, после битвы, во мраке ночном

Раненый стонет, зовет, проклинает.

Ветер над полем кровавым летает -

Праздно лежащим оружьем звенит,

Волосы мертвых бойцов шевелит!

1. Какова текстообразующая роль

местоимений-наречий там (предыдущее упр.), так?

2. Выпишите из отрывков имена сущест­вительные, употребление которых как бы предопределяется темой текста, его глав­ной мыслью, чувствами автора - теми ассоциациями, которые вызывает картина рубки леса. Распределите имена существи­тельные по тематическим группам.

З. Докажите, что благодаря использо­ванию однотематической лексики осу­ществляется смысловая связь между предложениями в тексте. (Покажите это на примере одного-двух текстов с цепной или параллельной связью.)

4. Понаблюдайте за использованием в тексте звукописи, эпитетов, метафор, сравнений, приема параллелизма.

5. Какие слова, имеющие стилистичес­кую окраску, употребляются в тексте? Что достигается благодаря их использо­ванию?

4. Словарный диктант.

Печальная картина, перерубленная береза, прощальные слезы, (пропадали) одна за другой, «труды роковые», «светила ночные», недвижно лежали, «над поверженным лесом», «во мраке ночном», «над полем кровавым», в недоуменье, тащить что ни попало, осинник, березняк, дубняк, «к земле прилегла поплот­ней», праздно лежащее оружие.

Придумайте несколько предложений с сочетаниями слов, заключенными в ка­вычки (на тему, связанную с текстом Некрасова).

5. Найдите «лишнее»:

1) березняк, осинник, дубняк;

2) зазвенел, застонал, затрещал, забилась;

3) нахмуренная ель, старая сосна, переруб­ленная береза;

4) над поверженным лесом, над полем кровавым, на почве родной;

5) ломались, скрипели, трещали, шумели;

6) машет, топчет, летает, звенит, стонет;

7) раненый боец; раненный в бою; стонущий раненый.

6. Запишите отрывок из книги известного ученого-филолога Юрия Михайловича Лотмана «Анализ поэтического текста». Подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания­.

Непосредственное читательское восприятие стиля Некрасова неразрывно связаноЗ с ощущением простоты, разговорности, «прозаич­ности». Подобная читательская репутация, закрепившаяся за творчеством поэта в сознании многих поколений, не может быть случайной - она отражает сознательную авторскую установку, стремление поэта выра­ботать стиль, который воспринимался бы как непосредственный, сохраняющий живые инто­нации разговорной речи ...

Прозаическая, разговорная речь, ее бытовые интонации были для Некрасова объектом изображения - из этого часто делали наивный вывод, что Некрасов якобы непосред­ственно переносил2 в поэзию реальную речь в ее разговорных формах. На самом деле, стиль Некрасова отличался

большой сложностью. Кажущаяся простота возникла как определенный художественный эффект и не имела ничегоЗ общего с элементарной аморфностью текста.

1. Объясните значение слов и слово­сочетаний прозаичность, читательская репутация, художественный эффект, , объект изображения, аморфность.

аморфный... 2. перен. Бесформенно­-расплывчатый (книжн.). / / сущ.аморфность, -и, ж.

2. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте отрывок.

З. Подтвердите примерами, отобранными из произведений Некрасова, что «прозаическая, разговорная речь, ее бытовые интонации были для Некрасова объектом изображения».

4. Составьте схемы предложений с разными видами связи. Произведите синтаксический разбор одного из таких предложений.

5. Выберите из текста материал для словарного диктанта.

б. Подготовьтесь к пересказу текста.

Дополните пересказ анализом материала, отобранного из произведений Н. А. Не­красова.

7. Запишите еще один отрывок из книги Ю. М. Лотмана. Определите стиль текста.

Еще в 1922 году Б. М. Эйхенбаум указал на наличие в поэтике Некрасова сознательного неприятия норм «высокой» поэзии предшеству­ющего периода: «Часто Некрасов прямо демонстрирует свой метод отступления, кон­трастно противопоставляя системе старых поэтических штампов свои ,,грубые" слова или подчеркивая прозаичность своих сюжетов и образов».

Поэзия Некрасова рассчитана6 на читателя, живо ощущавшегоЗ поэтические нормы «ро­мантического», пушкинского и послепушкинско­го стилей, на фоне которыхЗ делаются эстетнчески2 активными пласты, до Некрасова не включавшиеся в поэзию ...

Читатель, утративший восприятие поэзии русской романтической школы начала XIX века как художественной ценности, не воспри­мет и новаторства Некрасова ... Наличие двух несовместимых снстем, каждая из которых внутри себя вполне органична, и их, вопреки всему, совмещение в различных стилистико-се­мантических отношениях составляют специфику стилевой структуры Некрасова.