Смекни!
smekni.com

Учитель русского языка и литературы Рожко Галина Михайловна (стр. 6 из 9)

А. М. Горький не приводит в повести развёрнутого портрета деда Каширина, останавливаясь лишь на отдельных разбросанным по главам деталях. Впервые Алеша видит деда на палубе парохода: его встречает «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». Можно предложить детям пофантазировать и дорисовать портрет деда. Важно помнить, что на любом этапе создания текста в центре внимания школьников должен находиться авторский замысел. Т. е. в данном случае фантазия школьников должна направляться пониманием того, какого именно человека они описывают, какие особенности его характера хотят показать, как характер отражается в её облике. Определить замысел поможет внимательное чтение текста. Горький пишет об отношении Алёши к деду: «…я сразу почуял в нём врага, и у меня явилось особое внимание к нему, опасливое любопытство». Это замечание может подсказать замысел будущего текста: описать такого человека, при первой же встрече с которым маленький мальчик испытывает враждебность, неприязнь, страх.

Опираясь на детали портрета деда Каширина в 1-й главе повести и результаты анализа портрета бабушки, необходимо обсудить фактический и языковой материал, который можно использовать для описания внешности деда. Ключевыми словами для портретной характеристики деда могут послужить слова облик деда, смотрел, говорил. Приведём примерные вопросы для обсуждения.

Горький пишет, что Алёша испытывает по отношению к деду «опасливое любопытство». Как вы понимаете смысл этих слов?

Мальчик со страхом присматривается к деду. Как вы думаете, какие особенности его внешнего облика замечает Алёша?

Горький называет деда сухонький старичок. Как вы понимаете это выражение? Как ходил дед? Как он был одет? Как вы понимаете значение слова одеяние? Почему Горький использовал это слово? Кого напоминал дед всем своим обликом?

Какие глаза были у деда? Как он смотрел? Подберите эпитеты для описания его взгляда. С чем можно сравнить такой взгляд, такие глаза? Что испытывает человек, на которого так смотрят?

Как говорил дед? Какой голос был у него? Какими были его слова? Подберите эпитеты для их характеристики. Слова бабушки Горький сравнивает с цветами. С чем можно сравнить слова деда? Почему?

Как вы думаете, чем следует завершить своё сочинение? Как Алёша относился к деду? Какие чувства он испытывал? Почему, несмотря на враждебность и страх, Алёша внимательно присматривается к деду? Чем дед мог заинтересовать его?

Ключевые слова Развитие темы
Облик дела «сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», дед похож на ворона, чёрный, как ворон, чёрные полы одежды развевались на ветру, как крылья, ходил быстро, мелкими шагами, семенил; нос острый, похожий на клюв, нос крючком
Смотрел смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, приглядывался недружелюбно, глаза злые, колючие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой
Говорил слова злые, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть
Отношение Алёши к деду не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

После подготовительной работы школьники дома самостоятельно создают портрет деда. Важно напомнить им, что изобразительно-выразительными средствами не следует злоупотреблять, и хотя на уроке был собран обширный языковой материал, использовать его надо экономно и обязательно целенаправленно. Перед началом работы над сочинением необходимо определить свой замысел, постараться представить себе человека, о котором пишешь, и отбирать только те слова, которые соответствуют замыслу и наиболее отчётливо отражают сложившийся в воображении образ.

Важно проследить за тем, чтобы фантазия не увела школьников слишком далеко от Горьковского замысла и оценки образа деда Каширина, поэтому при обсуждении итогов сочинения интересно сопоставить детское видение образа с авторским. С этой целью можно предложить понаблюдать, какие детали портрета выделяет Горький, развивая образ деда. Основой для таких наблюдений может послужить таблица, включающая цитаты из 2-й главы и лексический материал, собранный школьниками при подготовке к сочинению. Таблица предлагается ученикам в готовом виде. Работа с ней открывает новый творческий цикл анализа текста.

Ключевые слова Развитие темы
Цитаты из текста Материал, собранный учениками
Внешний облик «сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», «весь он складный, точеный, острый»; «дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем»; «его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей» похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож на ворона, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, ходил быстро, мелкими шагами, семенил нос острый, похожий на клюв, нос крючком
Смотрел «зелёные глазки», «дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами»; «мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз» смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, недружелюбно, глаза злые, колючие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой
Говорил «он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого»; «было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно» слова злые, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть
Отношение Алёши к деду «я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его»; «мне казалось, что дед злой»; «рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушёл, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен» не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

Анализ отобранных цитат и их сопоставление с материалом, собранным детьми, открывают новые грани в образе деда, позволяют обратить внимание на не замеченные ранее детали и авторские оценки. Подобная работа убеждает школьников в том, что ориентиром при создании сочинений на основе литературного произведения должен прежде всего текст этого произведения.

Итак, предложенная система творческих заданий последовательно обеспечивает каждую фазу процесса творчества. Первой его фазе соответствуют задания, организующие и выявляющие первичное восприятие текста, помогающие выдвижению гипотезы и определяющие направление лингвосмыслового анализа текста, т. е. направленные на выявление использованных в тексте языковых средств, осознание мотивов отбора фактического и языкового материала; третьей фазе – задания, ориентированные на подтверждение, уточнение или опровержение гипотезы, освоение идеи произведения и осознание способов её реализации; наконец, задания, требующие сознательного использования результатов лингвосмыслового анализа текста в собственной речи, завершают творческий процесс, обеспечивая его четвёртую фазу.[13]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная система основана на реализации в обучении органической взаимосвязи процессов восприятия и создания текста, чем достигается слияние в едином процессе формирования качеств ученика-читателя и ученика-писателя. Приоритетными задачами методики становятся обучение медленному чтению художественного текста, формирование отношения к чтению как к творческому процессу, обогащение читательского и речевого опыта, сознательное применение полученных знаний и умений в собственной речи. Это позволит готовить школьников к пониманию специфики литературы как искусства слова и будет способствовать формированию эстетического отношения к родному языку и своей речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. – М., 2005 . – 371с.

2. Горький А. М. Детство. В людях. Мои университеты. Мн., «Нар. асвета», 1973.

3. Козловский Ю. Поэзия прозы / / Абрамов Ф. А. Избранное. – М., 2002.

4. Пономарёв А. Я. Фазы творческого процесса (Вместо введения) // Исследования проблем психологии творчества. – М., 2006 .– 3с.

5. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (2-е изд. – М., 2008 г.)

6. Степанов Г. В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 2005. – 4с

7. Тургенев И. С. «Стихотворения в прозе». – М. 1998.

8. Шанский Н. М. Лингвистические анализ художественного текста. – 2005 г.

9. Шанский Н. М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб., 2004. – 45с.

10. Шмелёв Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплексная работа с текстом в старших классах