Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 31 из 52)

Таким образом, любая научная дисциплина, как бы велики не были успехи в интеграции охватываемых ею знаний, состоит из нескольких научных областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории.

Отличительной чертой современного естествознания выступает его органическая связь с математикой. По своему гносеологическому содержанию математика предстает как логически непротиворечивая система разнообразных математических образов, которые с другой стороны могут быть чрезвычайно эффективно приведенными к естественным наукам.

Другой характерной чертой современного естествознания выступает его глубокая связь с технологией. По мере того, как наука все более полно вступала в область производства, возникали разнообразные прикладные виды научного знания: от рутинных ремесленных приемов человечество шло к сознательному использованию научных достижений для разработки разнообразных технологий.

Особенностью современного естествознания является его тесная связь с культурой, а через нее с философией. Мировоззрение любого человека существенно определяется его представлениями о мире в целом, о природе детерминации разнообразных явлений и т.д. Все это органически связано с тем или иным естественно-научным знанием.

Таким образом, современное естествознание является не только важнейшим компонентом науки, но и играет исключительную роль в становлении и формировании личности.

В качестве определяющих философских проблем современного естествознания выступают:

1. Субъектно-объектное представление познавательного процесса, которое наиболее полно проявляется на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания. В частности можно выделить 3 основные формы субъектно-объектного взаимодействия:

· непосредственное субъектно-объектное взаимодействие, когда в качестве субъекта выступал индивид, а средствами познания оказались его органы чувства. Эта точка зрения «здравого смысла», которая во многом определила научное познание на раннем этапе его развития;

· опосредованное субъектно-объектное взаимодействие, когда об объекте можно говорить с учетом особенностей прибора, который помещается между объектом и субъектом;

· непосредственное субъектно-объектное взаимодействие, в котором субъектом выступает не индивид, а социально-организованный или коллективный субъект. При таком гносеологическом основании большое значение приобретает лингво-информационные характеристики знания.

2. проблема рациональности теоретического знания. Рациональность – выполнение логических требований к содержательности научного знания. Рациональность носит исторический характер, в связи с чем можно выделить 3 основных вида методологии, определяющей рациональность знаний:

· формальная логика – логика «здравого смысла»;

· диалектическая логика;

· синергетика, для которой характерен учет не только противоречивого характера всякого развития;

3. проблема каузальности или детерминации научного знания. Ценность любого научного знания заключается в его способности скрывать причины каких-либо явлений или процессов, а также предвидеть последующие результаты. 3 основных формы:

· механический детерминизм (одна причина → одно следствие);

· статистический детерминизм (одна причина → несколько следствий);

· функциональный детерминизм (несколько причин → несколько следствий).

2.2 Математика как форма теоретического знания, ее гносеологическая специфика. Особенности эпистемологического основания математического знания

«Математика (М.) (греч. mathema - знание) - наука о математических структурах (множествах, между элементами которых определены некоторые отношения). На первых этапах развития М., возникшая в глубокой древности под влиянием запросов практики, имела своим предметом простейшие виды чисел и геометрических фигур. Это положение сохранялось в основном до 17 в. С этого времени и вплоть до второй половины 19 в. М. развивалась преимущественно как математический анализ, который и был открыт в 17 в. Открытие неевклидовых геометрий и создание теории множеств (Множеств теория) привели к перестройке всего здания М. и созданию совершенно новых ее отраслей. Важное значение приобрела в современной математике математическая логика. Методы М. широко используются в точном естествознании. Применение ее в биологии и общественных науках до последнего времени носило случайный характер» (ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ).

Роль математики в современной науке постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и освоение, а, во-вторых, развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других наук предполагает широкое использование математического аппарата.

Подобно тому, как основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания к материи, стержневым вопросом философии математики является вопрос об отношении понятий математики к объективной реальности, другими словами, вопрос о реальном содержании математического знания.

Математику, как и философию можно отнести к всеобщим наукам. Она считается всеобщей и абстрактной наукой, поскольку математический аппарат в принципе может использоваться и практически используется во всех без исключения областях знания.

Задача математики состоит в описании того или иного процесса с помощью какого-либо математического аппарата, то есть формально-логическим способом. Но на основании этого утверждения нельзя делать вывод о том, что математика отображает лишь количественную сторону объектов предметного мира. Нельзя, потому, что лишь в исходных понятиях математики воспроизводится чисто внешняя (количество в широком, философском смысле) сторона этих объектов. Развитая же математическая теория выражает не только внешнюю, чисто количественную сторону предметов реального мира, но и в значительной степени их внутреннюю, качественную сторону.

В обыденном мышлении прочно господствует взгляд на математику как на некий единый корпус, основа которого начала формироваться в античности и была продолжена в Новое время. Однако в философии науки о единстве математики говорится с некоторой долей осторожности. По своей природе математика разнородна, в ее составе есть два различных «центра»: «арифметика» и «геометрия» (или даже три «центра», если различить арифметику как науку о числе и алгебру как науку об операциях (алгоритмах)). Эпистемологический статус этих составляющих математического знания различен. Если «арифметическая» составляющая тяготеет к априорному метафизическому знанию, то «геометрическая» составляющая тяготеет к апостеорной «физике». На протяжении истории развития математического знания происходит последовательная смена основной «центровости» математического знания. В отдельные исторические периоды преобладает либо «арифметическая» составляющая математики, либо ее «геометрическая» составляющая. Различие в эпистемологическом статусе между геометрией и арифметикой заключается в том, они реализуются с помощью различных познавательных способностей. Согласно Платону арифметика как изучающая умопостигаемые (интеллигибельные) числа (монады) подпадает под власть ума—разума (ноэзиса), в то время как геометрия изучающая материально-интеллигибельные, или интеллигибельно-материальные фигуры является предметом мысли низшей по отношению к ноэзису способности ума-рассудка (диаонойи). Прокл же, еще больше понижает эпистемологический статус геометрии по отношению к арифметике, т.к. познавательной способностью геометрии является уже не низшая часть ума (как это было у Платона), а воображение, которое занимает еще более низкое — промежуточное — положение между умом и чувственностью

Таким образом, суть античной парадигмы математики заключается в том, что она (математика) является условно-единым (квази)комплексом, в составе которого можно выделить две разнородные — как в онтологическом, так и в эпистемологическом плане — практики: «геометрию», как практику работы с непрерывными величинами, и «арифметику», как практику работы с дискретными числами. С «внешней» точки зрения математическое знание — как единый комплекс — занимает срединное положение между «физикой» и «метафизикой»; «внутри» же математики «арифметика» занимает более высокое по отношению к «геометрии» «положение», т.е. является более «метафизической» составляющей математического комплекса.

Принципиально иное решение о статусе математического знания (с учетом «внешних» и «внутренних» факторов) мы находим в Новое время, когда был «создан» единый культурологический комплекс «математика». Специфической чертой нововременной парадигмы математики является нивелирование различий между геометрией и арифметикой, сближение этих разнородных познавательных практик в составе универсальной «всеобщей математики» (mathesis universalis). Это связано, прежде всего, с фигурой Декарта, которому за счет алгебраизации геометрии — создания аналитической геометрии — удалось концептуально срастить арифметику и геометрию в единую науку. Именно с этой фигуры начинается формирование новой парадигмы «единой» математики. Однако в процессе ее формирования и модификации не только этот — «внутренний» — фактор является решающим. С одной стороны, при отмеченном выше «подтягивании» геометрии до алгебры «внутренняя» абстрактность математического комплекса усиливается и происходит повышение ее эпистемологического статуса по отношению к «физике»: математика занимает место как бы «прикладной метафизики», т.е. она расположена «выше» (физической) науки. С другой стороны, в Новое время существенно снижается общий («внешний») онтологический статус математического знания, поскольку происходит отождествление пространства геометрического (античной интеллигибельной материи) и пространства физического (чувственно данной, телесной материи). Т.е. наблюдается общий «дрейф» от «метафизике» к «физике».