Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 46 из 52)

2. Другой тенденцией выступает всестороннее изучение и исследование социальных и общественных фактов, которые обуславливают существование и развитие научного знания. С точки зрения указанного направления, источником научных инноваций выступают социальные и культурные ресурсы общества на том или ином этапе его исторического развития.

Социальное назначение науки заключается в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, увеличить разумную власть общества над природой, способствовать совершенствованию общественных отношений. Современная наука благодаря своим открытиям и изобретения сделала очень много для облегчения жизни и деятельности людей. (научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров).

Наука предстает, как одна из форм общественного сознания.

Культура предстает, прежде всего, как формат жизнедеятельности человека, выступая «оборотной стороной» его трудовой деятельности. Труд – это принцип взаимодействия с природой, в ходе которого затрачивается жизненная энергия и изменяется природа, превращающаяся в продукт труда, который соответствует человеческим потребностям. В результате такого взаимодействия возникает культура, т.е. широкое разнообразие материальных и духовных ценностей. Заметим, что если в процессе труда человек и природа противостоят друг другу, то в культуре они выступают в своем единстве.

Культура, взятая вне своего отношения к трудовой деятельности человека, предстает как цивилизация. Этот термин был введен в 16 веке для обозначения достаточно развитого культурного общества, основанного на определенных государственно-правовых, этико-эстетических и духовно-религиозных началах.

Трудовая деятельность весьма широкообразна по формам своего проявления, однако, в ней можно выделить материальный и духовный труд. И, как следствие, можно говорить об исторически определенных формах материальной и духовной культуры.

Элементом материальной культуры выступает такой предмет труда, содержание которого непосредственно соответствует какой-либо человеческой потребности.

Элементом духовной культуры выступает такой предмет труда, который своим содержанием имеет другое содержание.

Подобно тому, как выделяют материальную и духовную культуру, в цивилизации выделяют традиционную цивилизацию (которую, как правило, отождествляют с культурно-духовными ценностями своего времени) и техногенную цивилизацию (которая отождествляется с техникой и технологией существующего производства).

В традиционной цивилизации наука предстает, прежде всего, в своей мировоззренческой функции и она органически соединяется с философией и искусством. Заметим, что исторически наука долгий период развивалась, оставаясь «внутри» философии. По мере своего развития наука «отходила» от философии, превращаясь в самостоятельную форму теоретического знания, сохраняя за философией область своей методологии.

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются, как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает самые глубокие, еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек. В искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, также как творит свой мир природа.

Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека. Оно вбирает в себя все достижения человечества. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов (Гамлет, Дон Кихот, Обломов, Мастер и Маргарита) невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

Как было сказано, функция познания мира, основная для науки, свойственна также и искусству, но направлена она преимущественно на познание духовного мира. Однако искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся между собой функций. Они являются следствием одной функции, носящей более абстрактный характер и определяющей основное назначение искусства как метода (утверждение интуитивного суждения в противовес логике). Это необходимо человечеству, ибо только совместное использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой деятельности.

Что касается связи науки с искусством, то, прежде всего, искусство выступает практической формой осознания окружающего мира. Искусство всегда образно и символично.

Сама наука не редко несет в себе элементы эстетической привлекательности. Заметим, что в своем историческом значении наука представляется в виде художественных произведений.

В рамках традиционной цивилизации наука, будучи связанной с философией и искусством, становится важнейшей предпосылкой в формировании духовно-интеллектуального сознания личности.

3.8 Личность и общество. Индивид, личность, индивидуальность, характер их соотнесенности.

Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

"Индивид" - человек как единичное природное существо, представитель вида, носитель индивидуальных черт. Наиболее общие характеристики:

- целостность психофизической организации;

- устойчивость во взаимодействием с окружающим миром;

- активность.

Появляясь на свет человек становится личностью.

"Индивид" - гипотетическое образование - набор наследственных черт.

"Личность" - понятие социальное на которую большое влияние имеет среда; тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо.

Периоды изучения личности:

- философско-литературный {древность-начало 19 в.}- рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение. Толкование личности - очень широкое;

- клинический {до начала 20 в.}- работа врачей, психиатров, упор делался на нездоровых людей. Представление о личности как об особом феномене значительно сужается. В центре внимания особенности личности обнаруженные у психически больных людей. Основные определения - интроверсия и экстроверсия. Акцентуированная личность - крайний вариант нормы психики людей, недостатки: в это понятие личности не входят понятия, которые "всегда нормальны";

- экспериментальный метод - изучение личности ведут профессиональные психологи. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теорий развития личности.

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к

его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами. Индивидуальность есть целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

Однако анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:

• производство условий жизни, когда каждая личность стремиться его рационализировать в своих интересах;

• передача социального опыта вступающему в жизнь поколению;

• корректировка сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;