Смекни!
smekni.com

1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты (стр. 47 из 52)

• освоение духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность.

Роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революционные периоды характеризуются широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения.

Особую роль играют выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность созревшую для этого возможность. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности - от выдающихся учёных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её масштаб, но и содержит нравственную.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессах их совместной деятельности.

Общество - совокупность людей , объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

С одной стороны , общество - часть природы .Но с другой - это качественно отличная , сугубо специфическая , социальная часть действительности , которая не может быть растворена в остальной ее части или отождествлена с ней . Общество - это человеческая общность , специфику которой составляют отношения людей друг к другу ; это продукт взаимодействия людей . Общество неоднородно и имеет свою внутреннюю структуру . Составными элементами общества являются люди , социальные связи , действия и взаимодействия, социальные институты и организации , социальные группы и общности , социальные нормы и ценности и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другим , занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как социальной системе .

Личность - устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретно - социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности , но именно в качестве члена общества . Стремление к слиянию с социальной общностьюиндентификации с нею) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций ( социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство последних определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности ( вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, -непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т.е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве устойчивой целостности психических свойств, процессов и отношений личность является предметом изучения психологии. Социологический же анализ выделяет в личности именно социально-типическое как целостность необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентаций и социальных установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.

3.9 Социально-философское понимание личности. Мотивационные и творческие основы сичностного поведения. Философия персонализма.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

Представители отечественной и мировой науки демонстрируют нам большое разнообразие определений личности. Их концепции различаются между собой как в мировоззренческом, так и в методологическом плане.

Различие в подходах к определению личности зависит также от профессиональной принадлежности того или иного ученого. Можно выделить условно философский, психологический, “антропологический” и собственно социологический подходы.

Философский подход

В отличие от науки философский подход ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности. Данный подход ориентирован на выявление сущего (а не существенного, как в науке) в системе “личность — общество”. В процессе постижения личности философы стремятся разрешить дихотомии типа “идеальное — реальное”, “материальное — духовное”, “объективное — субъективное” и т.д. Они пытаются ответить на метафизические вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе воли и пр. Вместе с тем в философии личность рассматривается с точки зрения ее желаемого или идеального положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. Поэтому она изучается здесь как целостная или отчужденная, гармоничная или одномерная, ответственная или деструктивная.

История философской мысли знает немало примеров глубокого анализа личности как социального феномена. Между тем философское понимание личности выходит за рамки нашего рассмотрения. Приведем лишь некоторые факты, свидетельствующие о влиянии философии на развитие научных представлений о личности.

Отечественная наука вплоть до недавнего времени испытывала на себе воздействие исторического материализма. За основу научного анализа личности зачастую брались те или иные положения работ классиков марксизма-ленинизма. Примером тому может служить знаменитая трактовка К.Маркса: “человек есть ансамбль общественных отношений”.

Так, по мнению советского философа В.П.Тугаринова (1898–1978), различие человека (как организма) и личности (как субъекта деятельности и общения) — это различие субстрата и свойства (качества). “Понятие “личность”, — подчеркивал он, — указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства”. При этом он дает философское определение личности. “Личность, — писал В.П.Тугаринов, — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами…”. С этой точки зрения личностью является далеко не каждый человек, а лишь тот, кто достиг определенного уровня сознательности и ответственности.